Состояние конкуренции на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 2008 году

Данный анализ проводится в соответствии с Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», приказа ФАС России от 10.01.2008 № 1 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2008 год».

Определение временного интервала исследования

Анализ проводится по состоянию на 01.01.2008 за 2007 год.

Определение продуктовых границ товарного рынка

Продуктовые границы данного товарного рынка определены в соответствии с Общероссийский классификатором видов экономической деятельности № 5.23 «Розничная торговля фармацевтическими   и   медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».

Определение географических границ товарного рынка

Географические границы рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами совпадают с границами муниципальных районов и городских округов.

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке Продавцами на данном рынке являются юридические лица – аптечные учреждения, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля). В соответствии с целями данного исследования ими стали 430 аптек (аптечных пунктов), осуществляющих фармацевтическую деятельность на территории муниципальных районов и городских округов Свердловской области.

Оценка состояния конкурентной среды на рынке 

Обзор состояния конкуренции на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами показал наличие высокой конкуренции на рынке розничной реализации лекарственных средств в крупных муниципальных образованиях, таких как Екатеринбург, Каменск-Уральский и Нижний Тагил.

В последнее время в Свердловской области усилилась тенденция создания крупных аптечных сетей, что свидетельствует о стремлении аптечных учреждений объединиться с тем, чтобы выжить в конкурентной борьбе. Особенно ярко, конкурентная борьба на данном рынке проявляется в Екатеринбурге, так как здесь высоки потенциал развития и покупательная способность населения, развита логистическая система. На рынке действуют аптечные организации самых различных форм, как отдельные муниципальные и частные аптеки, так и аптечные сети федерального (ОАО «Аптечная сеть «36,6», ОАО «Ригла», «О3») и регионального уровня (ООО «Лекарства Урала», ООО «Новая больница», ООО «Живика» и др.).

В течение отчетного периода продолжалась экспансия операторов фармрынка из других регионов. Например, на местный рынок зашла аптечная сеть из Санкт-Петербурга «Первая помощь». Сеть насчитывает 13 аптек в Екатеринбурге.

Основным событием 2007 года, изменившим ситуацию на рынке розничной торговли  лекарственными средствами стала покупка федеральной сетью «36,6» двух местных операторов ООО Аптечная сеть «Атолл-Фарм» и ЗАО «Фармацевтический центр» (сеть «Здравник»).

Анализ показал, что в 2007 году на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами наблюдался прирост частных аптечных учреждений в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Полевском. В городских округах Заречный, Серовский, Камышловский, в городе Каменск-Уральском, также лидирующее положение занимают частные аптеки. Однако можно констатировать, что уменьшения количества как муниципальных, так и частных аптечных учреждений в области не наблюдается.

Определение барьеров входа на товарный рынок

В муниципальных районах и городских округах Свердловской области существуют следующие основные барьеры входа на рынок: деятельность на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами нуждается в обязательном лицензировании. В крупных городах, таких как Екатеринбург, Каменск-Уральский, Нижний Тагил, сильно развиты аптечные сети, что создаёт высокий уровень конкуренции и затрудняет выход на рынок для новых участников рынка. В небольших муниципальных образованиях Свердловской области барьерами выхода на рынок являются низкая покупательская способность населения, транспортные ограничения, связанные с низким качеством дорожного покрытия отдалённых населённых пунктов и высокими издержками на транспортировку грузов.