• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Анализ рынка услуг по теплоснабжению

Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области во исполнение приказа ФАС России о проведении анализа состояния конкуренции на товарных рынках в 2017-2018 годах провело исследование рынка услуг по теплоснабжению в городах Свердловской области, в частности с населением более 100 тыс. человек (городской округ Первоуральск; муниципальное образование «г. Каменск-Уральский»; муниципальное образование «г. Нижний Тагил»; муниципальное образование «г. Екатеринбург») за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.

По результатам проведенного исследования Управлением установлены доли хозяйствующих субъектов на рынке услуг теплоснабжения, рассчитан объем рынка и коэффициенты концентрации, а также определен перечень действующих единых теплоснабжающих организаций (далее – ЕТО) в Свердловской области на 2017 год.

Кроме того, Управление информирует, что хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче тепловой энергии, а также ЕТО занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от занимаемых долей на рынке теплоснабжения.

Согласно ч. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности естественных монополий.

Рынок услуг по теплоснабжению в границах, г. Екатеринбурга, г. Нижнего Тагила, г. Каменск-Уральского, ГО Первоуральск относится к рынку с неразвитой конкуренцией, уровень концентрации данного рынка – высокий.

Управлением выявлены следующие барьеры для входа на товарный рынок теплоснабжения:

1. Административные барьеры:

- отсутствие надлежащей реакции надзорных органов на правонарушения управляющих компаний, являющихся связующим звеном между теплоснабжающей организацией и непосредственными потребителями, в сфере ЖКХ, которые ведут к ущемлению прав как теплоснабжающих организаций, так и конечных потребителей (например, удержание денежных средств конечных потребителей, поступивших в оплату услуг теплоснабжающих организаций);

- непрозрачный механизм учета  необходимой валовой выручки Региональной энергетической комиссией по Свердловской области, что впоследствии негативно влияет на размер устанавливаемого тарифа на тепловую энергию и приводит к убыткам от реализации тепловой энергии, то есть, по мнению хозяйствующих субъектов, Региональная энергетическая комиссия по Свердловской области ежегодно  занижает размер необходимой валовой выручки, несмотря на  предоставление бухгалтерской и статистической документации по затратам на производство тепла;

- отсутствие поддержки органов местного самоуправления по решению вопроса о снижении платежеспособности населения;

- высокая плата за подключение объектов капитального строительства к городским сетям инженерно-технического обеспечения;

- постоянное удорожание кредитных ресурсов для организаций-застройщиков (процентные ставки, страхование, требование к залоговому обеспечению).

2. Экономические барьеры:

- низкий уровень инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса;

- низкая эффективность и отсутствие новых моделей управления предприятиями жилищно-коммунального комплекса, в который входят хозяйствующие субъекты, осуществляющие услуги по теплоснабжению;

- рост дебиторской задолженности у хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по теплоснабжению вследствие увеличения задолженности потребителей;

- рост кредиторской задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства;

- низкая прозрачность в сфере корпоративного и финансового управления коммунальных организаций;

- дефицит квалифицированных кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

3. Инфраструктурные барьеры:

- высокая степень износа коммунальной инфраструктуры (более 60 %), рост количества аварий в системах теплоснабжения;

- высокие потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей, которые значительно превышают нормативы;

- недостаточное развитие коммунальной инфраструктуры для обеспечения возрастающих потребностей населения, в том числе связанных с новым строительством.

Большинство опрошенных хозяйствующих субъектов указывают, что названные барьеры для них преодолимы. Вышеуказанные барьеры входа на товарный рынок удается преодолеть в процессе переговоров, а также путем обращения в уполномоченные контролирующие, надзорные и судебные органы.

Справочно: барьеры входа на товарный рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получает хозяйствующий субъект, входящий на товарный рынок.