• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Исследование рынков розничной торговли автомобильными бензинами и дизельным топливом в Свердловской области в 2017 году

Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области во исполнение приказа ФАС России о проведении анализа состояния конкуренции на товарных рынках в 2017-2018 годах провело исследование рынков розничной торговли автомобильными бензинами и дизельным топливом в Свердловской области в 2017 году.

 

По результатам проведенного исследования Управлением установлены доли хозяйствующих субъектов на указанных рынках в границах муниципальных образований Свердловской области с буферной зоной от 10 до 50 км. Крупнейшими продавцами на рассмотренных товарных рынках являются следующие хозяйствующие субъекты: АО "Газпромнефть-Центр"; ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт"; ООО "Башнефть-Розница", которые во многих муниципальных образованиях Свердловской области занимают доминирующее положение как самостоятельно, так и коллективно (ч. 1 и ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"- далее "Закон о защите конкуренции").

 

Рынки розничной торговли автомобильными бензинами и дизельным топливом в Свердловской области в 2017 году относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации, что означает, что конкуренция на указанных рынках не развита. Из информации, поступившей в Управление от хозяйствующих субъектов, выделены следующие основные барьеры входа на названные рынки:

1) сложность процедуры получения земельного участка под строительство АЗС, оформление соответствующих документов и разрешений;

2) потребность в больших инвестициях на первых этапах бизнеса, высокие затраты на капитальное строительство при длительных сроках окупаемости этих вложений;

3) значительные издержки для выхода с рынков, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

4) высокие цены на нефтепродукты в мелкооптовом звене, которые влекут за собой уменьшение числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов на территории Свердловской области;

5) наличие сложившихся вертикально-интегрированных нефтяных компаний на рынках. Большинство опрошенных хозяйствующих субъектов указывают, что названные барьеры ими были преодолены, однако некоторые из них, и в процессе дальнейшей деятельности остаются серьезными факторами, затрудняющими дальнейшее развитие независимых участников рынков.

 

Справочно: барьеры входа на товарный рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получает хозяйствующий субъект, входящий на товарный рынок.