Решение об отказе в даче согласия на предоставление муниципальной преференции

Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, рассмотрев заявление Администрации Невьянского городского округа (вх. № 01-21709 от 07.08.2020, вх. № 01-21859 от 10.08.2020) о даче согласия на предоставление муниципальной преференции обществу с ограниченной ответственностью «Энергосберегающая компания «ВИК» (далее – ООО «ЭКО «ВИК») в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем передачи в аренду с 01.09.2020 по 31.07.2021 муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Невьянск, ул. Дзержинского, д. 3а – здание «Газовая котельная», кадастровый № 66:15:1501029:1602, общей площадью 56,7 кв.м., с установленным в нем оборудованием: котел водогрейный газотрубный Термотехник ТТ50 – 2 шт.; горелка газовая R75A M-PR.S.RU.A/8.50 – 2 шт. газорегуляторная установка ГРУ-03М1-2В-УХЛ4; теплотрасса к зданию котельной, кадастровый № 66:15:1501029:1604, протяженностью 29 м, с целью осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения здания школы на 1 000 мест по адресу: Свердловская область, г. Невьянск, ул. Дзержинского, д. 3а, сообщает следующее.

В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции муниципальные преференции - предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, муниципальных гарантий.

Исходя из п. 13 ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции одной из целей предоставления государственной или муниципальной преференции является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП).

Категории и критерии субъектов МСП, а также определение, что является их поддержкой, закреплены в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии предпринимательства). Закон о развитии предпринимательства определяет поддержку субъектов МСП как деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов МСП.

Согласно положениям ст. 14 Закона о развитии предпринимательства основными принципами поддержки субъектов МСП являются, в числе прочих, равный доступ субъектов МСП, соответствующих условиям, установленным муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных Программах (подпрограммах), а также оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции. Кроме того установлено, что при обращении субъектов МСП за оказанием поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм).

Статьей 16 Закона о развитии предпринимательства установлено, что поддержка включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм).

Письмом ФАС России № АД/24002/17 от 11.04.2017 установлено, что меры, виды и формы поддержки субъектов МСП, а также условия оказания такой поддержки должны содержаться в Программах (подпрограммах), разработка которых является полномочием органов местного самоуправления. Таким образом, в случае намерения органа местного самоуправления предоставить преференцию, регламентированную Законом о защите конкуренции, в целях поддержки субъектов МСП, предоставление такой преференции должно быть предусмотрено в Программе (подпрограмме) (абз. 20).

В Программах (подпрограммах) содержатся мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, в соответствии и в целях реализации которых органами местного самоуправления принимаются нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП (абз. 23).

Наличие в Программах (подпрограммах) мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и принятие в целях реализации данных мероприятий нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, является необходимым условием для предоставления преференций в соответствии с Законом о защите конкуренции в целях поддержки субъектов МСП (абз. 24).

В остальных случаях преференции могут предоставляться хозяйствующим субъектам, в том числе являющимися субъектами МСП, в иных целях, установленных ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции, с соблюдением порядка, установленного ст. 20 Закона о защите конкуренции, то есть путем подачи заявления о даче согласия на предоставление преференции (абз. 25).

При рассмотрении заявлений о даче согласия на предоставление преференций антимонопольный орган оценивает соответствие мероприятий, осуществляемых хозяйствующим субъектом (в отношении которого орган власти имеет намерение предоставить преференцию) в процессе его хозяйственной деятельности, целям предоставления преференции (Разъяснение ФАС России от 25.12.2013).

В соответствии с ч. 5 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

Передача прав на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество, и интересы потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры (Разъяснения ФАС России от 18.11.2013).

Заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в силу п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Законом о теплоснабжении.

Согласно п. 28 ст. 2 Закона о теплоснабжении под единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) понимается теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 04.08.2020 основным видом деятельности ООО «ЭКО «ВИК» является деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию. Дополнительными видами деятельности ООО «ЭКО «ВИК» являются производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, обеспечение работоспособности котельных, торговля паром и горячей водой (тепловой энергией) и др.

Согласно представленным Администрацией Невьянского городского округа сведениям ООО «ЭКО «ВИК» с 2018 года оказано услуг на сумму 18 846 000 рублей по следующим видам деятельности: деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию; деятельность по приему платежей физических лиц платежными агентами.

Антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции принимает мотивированное решение об отказе в предоставлении муниципальной преференции, если муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции (п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, Свердловским УФАС России на основании ч. 3 ст. 20 Закона о защите конкуренции принято решение об отказе Администрации Невьянского городского округа в даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «ЭКО «ВИК» в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем передачи в аренду с 01.09.2020 по 31.07.2021 муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Невьянск, ул. Дзержинского, д. 3а – здание «Газовая котельная», кадастровый № 66:15:1501029:1602, общей площадью 56,7 кв.м., с установленным в нем оборудованием: котел водогрейный газотрубный Термотехник ТТ50 – 2 шт.; горелка газовая R75A M-PR.S.RU.A/8.50 – 2 шт. газорегуляторная установка ГРУ-03М1-2В-УХЛ4; теплотрасса к зданию котельной, кадастровый № 66:15:1501029:1604, протяженностью 29 м, с целью осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения здания школы на 1 000 мест по адресу: Свердловская область, г. Невьянск, ул. Дзержинского, д. 3а.

Настоящее решение вступает в силу по истечении 30 дней с даты его опубликования на официальном сайте ФАС России.

Настоящее решение может быть обжаловано в ФАС России (коллегию по контролю за надлежащим осуществлением государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции) в течение 10 дней с даты его опубликования на сайте ФАС России.