Исследование рынков услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Свердловской области в 2019 году

Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области во исполнение приказа ФАС России о проведении анализа состояния конкуренции на товарных рынках в 2019-2020 годах провело исследование рынков услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Свердловской области в 2019 году.

По результатам проведенного исследования Управлением установлены доли хозяйствующих субъектов на указанных рынках в границах муниципальных образований Свердловской области.

В соответствии с территориальной схемой ТКО по Свердловской области транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Свердловской области обеспечиваются тремя региональными операторами:

1) ООО «Компания «Рифей» (г. Нижний Тагил) – АПО – 1;

2) ООО «ТБО «Экосервис» (г. Первоуральск) – АПО – 2;

3) ЕМУП «Специализированная автобаза» (г. Екатеринбург) – АПО – 3,
которые в свою очередь являются единственными прямыми покупателями услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, в границах каждого АПО складывается ситуация монопсонии, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.

Управлением также установлено, что наибольшая емкость рынка представлена в границах АПО-1 и АПО-3.

Все изученные рынки услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Свердловской области в 2019 году относятся к рынкам со слабо развитой конкуренцией и высоко концентрированы, что означает, что конкуренция на указанных рынках не развита.

Из информации, поступившей в Управление от хозяйствующих субъектов, выделены следующие основные барьеры входа на названные рынки:

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- транспортные ограничения, установленные территориальной схемой в сфере обращения с ТКО;

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- условия лицензирования деятельности по сбору и транспортированию отходов I – IV класса опасности;

- включение мусоровывозящей техники в перечень транспортных средств, подлежащих ответственности по ст. 12.21.3 КоАП РФ за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Большинство опрошенных хозяйствующих субъектов указывают на отсутствие барьеров, а названные барьеры ими преодолимы.

Справочно: барьеры входа на товарный рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получает хозяйствующий субъект, входящий на товарный рынок.