Результаты проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Свердловского УФАС России с участием НИУ ВШЭ

   На минувшей неделе в Свердловском УФАС России под председательством врио руководителя Управления Екатерины Воробьевой прошли онлайн публичные обсуждения правоприменительной практики за 2 квартал 2021 года. Управление вело прямую трансляцию на Ютуб-канале, запись которой доступна по ссылке - https://www.youtube.com/watch?v=26ZUQQ7r_zE&t=109s

   Публичные обсуждения имели необычный для нас формат. Вместе со служащими Управления спикерами стали сотрудники Института конкурентной политики и регулирования рынков Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

   Представим ход публичных обсуждений тезисами участников.

ОТДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗАКУПОК (Марина Сидорова, заместитель начальника отдела)

   Более чем в 2,5 раза снизилось число жалоб по Закону о контрактной системе. Так в период с 01.04.2021 по 30.06.2021 в Свердловское УФАС России поступило 254 жалобы, в то время как в аналогичном периоде 2020 года – 673 жалобы. Причинами такого снижения могут быть: возможность установления конкретных характеристик объекта закупки для поставки товаров; переход части заказчиков на 223-ФЗ (например, автономные учреждения в сфере здравоохранения). При этом число внеплановых проверок и заявлений по РНП остались практически на том же уровне, что и в 1 квартале 2020 года.

ОТДЕЛ КОНТРОЛЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (Екатерина Ермакова, начальник отдела)

   В настоящее время мы формируем новую правоприменительную практику по рассмотрению жалоб на организации, осуществляющие эксплуатацию сетей. Такие жалобы стали поступать лишь в этом году. С 01.01.2021 комиссия Свердловского УФАС России рассмотрела уже 7 таких жалоб от строительных организаций.

   В части осуществления контроля за соблюдением законодательства о рекламе можно отметить, что число заявлений в 1 полугодии 2021 года сравнялось с годовым показателем 2020 года. Рост числа обращений связан в том числе и с информационной политикой антимонопольного органа. Мы все чаще рассказываем о делах по рекламе и порядке обращения к нам. Прецедентным стало постановление на АО «Мегалабс», которому назначен штраф 500 000 руб. за ненадлежащую рекламу (контроля органов власти).

НИУ ВШЭ (Юлия Папикян, главный эксперт Института конкурентной политики и регулирования рынков)

   Продолжая тему рекламы отметим, что для каждого вида рекламы есть определенные требования, в том числе о наличии в ней существенной информации. Правоприменительная практика показывает, что даже номинальное наличие существенной информации при определенных условиях может трактоваться как ее фактическое отсутствие. Например, если она воспроизводится с высокой скоростью, либо напечатана мелким шрифтом или неразборчиво.

ОТДЕЛ ПО БОРЬБЕ С КАРТЕЛЯМИ (Ольга Смирнова, начальник отдела)

   Во 2 квартале 2021 года разрешились два крупных картельных дела в Арбитражном суде Уральского округа. По первому суд подтвердил наличие сговора между Автосилой, Автомашем, СКС и Хольц при участии в торгах. Общая сумма штрафов на указанных лиц составила почти 13 млн.руб. По второму делу суд также признал доказанным наличие картеля между участниками торгов на перевозку детей до мест отдыха и обратно. Сумма штрафов составила 1,3 млн.руб.

ОТДЕЛ ОГРАНИЧЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Александр Козлов, заместитель начальника отдела)

   Наиболее распространенными нарушениями при подключении к различным сетям являются несоблюдение сроков подключения и требование документов, не предусмотренных правилами подключения. Чтобы заявители знали права и обязанности обеих сторон, Управление разработало блок-схемы подключения к воде, газу, электричеству и теплу. Они размещены в блоке «Главное» на сайте Свердловского УФАС России (https://sverdlovsk.fas.gov.ru/).

НИУ ВШЭ (Назар Сапаров, главный эксперт Института конкурентной политики и регулирования рынков)

   В правилах подключения к любому из видов сетей установлен запрет на препятствование передаче энергоресурсов на объекты потребителей, в связи с чем ограничение их потребления со стороны гарантирующих поставщиков, сетевых компаний и иных лиц в отсутствие законных оснований является нарушением антимонопольного законодательства и (или) административным правонарушением.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ (Анна Федорова, ведущий специалист-эксперт)

   Отметим одно из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ - пункт 55 постановления от 04.03.2021 № 2. Согласно ему, суд проверяет законность актов, действий (бездействия) антимонопольного органа на основании доказательств, собранных и раскрытых в ходе производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Следовательно, приобщение дополнительных доказательств в ходе судебного рассмотрения запрещено. Исключение - если лицо докажет невозможность их представления на этапе рассмотрения антимонопольного дела. Это позволит избежать злоупотребления правом как со стороны лиц, оспаривающих акты антимонопольного органа, так и со стороны контролирующего органа, так как распространяется на обе стороны.

   Презентации к докладам, а также ответы на вопросы, поступившие к публичным обсуждениям, размещены на сайте Свердловского УФАС России в разделе «Публичные обсуждения» - http://sverdlovsk.new.fas.gov.ru/.