Суды поддержали предупреждение Свердловского УФАС России, выданное Федеральному агентству лесного хозяйства

   Основанием для выдачи предупреждения послужило заявление Межрегионального союза лесоустроительных организаций и лесных проектировщиков. В нем сообщалось, что сотрудники Уральского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», которое является хозяйствующим субъектом, участвовали во внеплановой проверке, проводимой Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом) в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области.

   Управление выявило в Уставе ФГБУ «Рослесинфорг» следующее противоречие:

 1) Учреждение участвует в деятельности Рослесхоза, его территориальных органов по вопросам контроля за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений, а также федерального государственного лесного надзора в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности. То есть выполняет контрольно-распорядительные функции органа власти.

 2) Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность в виде выполнения работ по отводу и таксации лесосек, материально-денежной оценке лесосек. То есть является хозяйствующим субъектом.

   Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен прямой запрет на совмещение функций органов власти и функций хозяйствующих субъектов.

   В данном же случае Устав содержит положения противоречащие друг другу и нарушающие указанный запрет.

   Исходя из системного толкования положений Бюджетного кодекса РФ, Закона о некоммерческих организациях, Закона об автономных учреждениях, Методических рекомендаций (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р), для исполнения государственных функций может создаваться только казенное учреждение.

   То есть законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность осуществления бюджетными учреждениями федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

   Данная позиция также подтверждена Обзором судебной практики Верховного Суда РФ № 1 2019 года, где в том числе прямо указана квалификация такого нарушения - ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

   Так как Устав ФГБУ «Рослесинфорг» утвержден Рослесхозом, то именно в его адрес направлено предупреждение о необходимости приведения такого устава в соответствие с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а именно: исключить из устава либо пункт 3.4. (функции органа государственной власти контрольно-распорядительного характера), либо пункт 3.3.52.  (деятельность хозяйствующего субъекта).

   Считая предупреждение незаконным, Рослесхоз обратился в Арбитражный суд Свердловской области (А60-7683/2020). Решением суда первой и апелляционной инстанций признаки нарушения подтверждены, что и является законным основанием для вынесения предупреждения. Правомочность его вынесения именно Свердловским УФАС России так же поддержана, так как письмом ФАС России Управление наделено полномочиями по рассмотрению заявления в отношении ФГБУ «Рослесинфорг».