Арбитражный суд подтвердил законность решения и предписания Свердловского УФАС России в отношении ОАО «Свердловэнергосбыт», нарушившего Закон о защите конкуренции

Свердловское УФАС России 29 сентября 2008 года возбудило дело в отношении ОАО «Свердловэнергосбыт» по признакам нарушения п.1 ст.10 Закона о защите конкуренции на основании заявлений Региональной энергетической комиссии Свердловской области, ОАО «Межрегиональная распределительная компания Урала», ООО «Энерготранспортная компания».
 
25 марта 2009 года Свердловское УФАС России признало факт нарушения ОАО «Свердловэнергосбыт» п.1 ст.10 Закона о защите конкуренции и выдало предписание об устранении нарушения путём предоставления информации о величине заявленной мощности ОАО «МРСК Урала» в отношении каждой точки поставки обслуживаемых ОАО «Свердловэнергосбыт» потребителей электрической энергии, присоединённых к сетям ОАО «МРСК Урала».
 
Нарушение выразилось в сокрытии ОАО «Свердловэнергосбыт» от Региональной энергетической комиссии Свердловской области, ОАО «Межрегиональная распределительная компания Урала», ООО «Энерготранспортная компания» информации о величине заявленной мощности обслуживаемых им потребителей за 2007 год и первое полугодие 2008 года, необходимой для определения существенного условия договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии.
 
ОАО «Свердловэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Свердловского УФАС России, ссылаясь на отсутствие в его действиях нарушений антимонопольного законодательства, а также на отсутствие у антимонопольного органа полномочий по проверке обоснованности тарифного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию и услуги по её передаче.
 
17 июня 2009 года арбитражный суд отказал ОАО «Свердловэнергосбыт» в заявленных требованиях, подтвердив законность и обоснованность решения и предписания Свердловского УФАС России, так как в соответствии с п.1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
 
Согласно п.п.10,12 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности.
 
В соответствии с Постановлением РЭК Свердловской области согласование и предоставление балансов электрической энергии для потребителей энергосбытовой организации, необходимых для утверждения тарифов РЭК Свердловской области, являются обязанностью гарантирующего поставщика.
 
Договор оказания услуг по передаче электрической энергии между ОАО «Свердловэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и ОАО «МРСК Урала» (сетевая организация), заключается в интересах обслуживаемых ими потребителей. Соответственно, в силу Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики,  ОАО «Свердловэнергосбыт» обязано предоставлять сетевой организации все сведения об обслуживаемых им потребителях.
 
Таким образом, ОАО «Свердловэнергосбыт», уклонившись от раскрытия информации о заявленной мощности, препятствовало утверждению экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию и услуги по её передаче, создало реальную угрозу ущемления интересов сетевых организаций на установление для них экономически обоснованных тарифов, а также интересов потребителей.