Кассационный суд подтвердил полномочия Свердловского УФАС России на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

4 декабря 2008 года Свердловское УФАС России признало в действиях Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) нарушение Закона о размещении заказов при проведении им открытого аукциона на поставку легковых автотранспортных средств.

Нарушение выразилось во включении Фондом в аукционную документацию строго определённых требований к товару, что повлекло ограничение круга участников аукциона в нарушение Закона о размещении заказов.
 
Заказчиком (ТФОМС) также были даны указания на конкретные товарные знаки, без сопровождения словами «или эквивалент».
 
24 февраля 2009 года Арбитражный суд Свердловской области по результатам рассмотрения заявления ТФОМС признал решение Свердловского УФАС России недействительным в связи с тем, что антимонопольный орган не имел законных оснований для проведения проверки Фонда, так как дело в отношении Фонда было возбуждено по заявлению организации, не подававшей заявку на участие в аукционе.
 
29 апреля 2009 года Семнадцатый апелляционный арбитражный суд отменил решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных ТФОМС требований о признании недействительным решения Свердловского УФАС России.
 
Суд второй инстанции указал, что Закон о размещении заказов не связывает возникновение статуса участника размещения заказа с подачей заявки на участие в аукционе.
 
Положение ч.2 ст. 57 Закона о размещении заказов презюмирует, что до момента вскрытия конвертов обжаловать действия заказчика или уполномоченного органа может любое лицо, являющееся потенциальным претендентом на участие в аукционе, права и законные интересы, по мнению которого нарушены действиями (бездействием) соответствующих лиц, в том числе, путём включения в аукционную документацию требований, исключающих подачу им заявки на участие в аукционе.
 
22 июня 2009 года Федеральный арбитражный суд Уральского округа оставил без изменения постановление суда апелляционной инстанции, подтвердив законность решения Свердловского УФАС России.
 
Кассационный суд также подтвердил полномочия Свердловского УФАС России на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъекта и муниципальных нужд.