• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Пресс-конференция руководителя Т. Р. Колотовой и замруководителя С. Н. Волкова Свердловского УФАС России: «Принятие поправок во «второй антимонопольный пакет»

"Второй антимонопольный пакет" подписан президентом РФ

27/07/2009
23 июля 2009 года в региональном информационном центре «ТАСС-Урал» состоялась пресс-конференция на тему: «Второй антимонопольный пакет» подписан президентом РФ. Чего ожидать?»
 
Российский парламент одобрил все три основные направления «второго антимонопольного пакета». Он значительно меняет Закон о защите конкуренции, Кодекс об административных правонарушениях, а также 178 статью Уголовного кодекса РФ - теперь ценовой сговор может «стоить» трех лет тюрьмы.
 
Насколько утверждённые поправки в проекты федеральных законов будут способствовать поддержанию благоприятной конкурентной среды в стране? Какие меры административной ответственности могут отныне применяться к государственным и муниципальным служащим? Действительно ли они способны обеспечить повышение эффективности проведения торгов и защиту субъектов предпринимательской деятельности? Чем чревато для бизнеса превращение «спящей» 178-й статьи в работающую? Не приведут ли нынешние усилия по борьбе с монополизмом к обратным результатам?

Участники:
Сергей ВОЛКОВ, Заместитель руководителя - начальник юридического отдела Управления Федеральной антимонопольной службы /УФАС/ по Свердловской области
Татьяна КОЛОТОВА, Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области

Татьяна Колотова:
 
Свершилось то, о чем писали СМИ, ждали предпринимательские круги - приняты поправки в ряд федеральных законов, соответствующих кодеков. Все вместе это называется «Второй антимонопольный пакет». Состоит он из 4-х частей: поправки в 135-ФЗ «О защите конкуренции». Поправки в статьи 17.1 и 53 закона «О защите конкуренции» стоят особняком, так как они касаются вопросов предоставления имущества. Были внесены большие изменения в Кодекс об административных правонарушениях, и принятие в новой редакции 178 статьи Уголовного Кодекса РФ.
 
В законе «О защите конкуренции» меняется понятие «доминирующего положения». На прошлой пресс-конференции мы обсуждали вопрос доминирования торговых сетей. Я говорила, что ни одна из них не может быть таковой признана, так как не имеет на рынке долю свыше 35%, как установлено законом. Сейчас же положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, если его доля на определенном рынке менее 35%. При этом антимонопольному органу нужно доказать несколько моментов, почему это положение является доминирующим. Теперь у нас, как у контролирующего органа, появилась возможность контролировать и тех, чья доля на рынке не превышает 35% при соблюдении определенных условий, установленных законом.
 
Меняются понятия «монопольно высокой» и «монопольно низкой цены». Надеемся, что эти изменения помогут нам доказывать установление монопольно высокой цены. Ранее необходимо было доказывать, что цена превышает сумму необходимых затрат и прибыли, в то же время, она выше цены, которая устанавливается в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. Теперь отсутствие сопоставимых рынков не препятствует установлению фактов монопольных цен.
 
Существенно меняется понятие «группы лиц». Оно пока не часто применяется антимонопольными органами. Тем не менее, уже есть примеры, когда суды признают - хозяйствующие субъекты в составе группы лиц нарушали требования антимонопольного законодательства. Эти уточнения, которые сделаны в законе, не допускают двоякого толкования.
 
Появляется новая норма - часть третья в статье 10 закона «О защите конкуренции», в которой раскрыто то, что должны содержать устанавливаемые Правительством РФ правила недискриминационного доступа на товарные рынки или к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий. Эта норма очень важна, потому, что не все субъекты естественных монополий допускают к своим услугам. У нас в Свердловской области в качестве примера приведу аэропорт «Кольцово», когда он, имея в собственности емкости для хранения керосина, не заключает договоров на хранение керосина для продажи другим авиакомпаниям. Это привело бы к удешевлению продукта.
 
Уточняются некоторые требования к действиям органов власти. Заменяется термин «государственная или муниципальная помощь» на термин «государственная или муниципальная преференция». Как видим, любовь россиян к иностранным словам проявляется и на уровне антимонопольного законодательства. Существенно расширяется количество целей, для достижения которых могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции. Если в действующей редакции закона их было 8, то сейчас их будет 14. Сейчас под эти цели попадают образование, наука, спорт, охрана труда, охрана здоровья граждан. Расширяются возможности муниципалитетов разрешать вопросы местного значения в установленном законом порядке. Устанавливается, что на 100 тыс. рублей в год можно оказать преференцию любому обратившемуся хозяйственному субъекту. Также прописываются более тщательно наши действия как антимонопольного органа в ходе рассмотрения ходатайств по поводу предоставления преференций.
 
Появилось важное изменение в полномочиях антимонопольного органа. Теперь антимонопольный орган вправе выдать предписание о продаже определенного объема продукции на товарной бирже, причем есть возможность участвовать в формировании начальной цены для биржевых торгов.
Раньше мы не могли выдавать предписание законодательным органам государственной власти субъекта РФ, сейчас слова «исполнительную власть» изменены на «государственную власть».
 
Также появляется очень важная статья 25.1 (проведение проверок антимонопольными органами). Сейчас законодатель уточнил, в каких случаях антимонопольные органы могут проводить проверки как плановые, так и внеплановые. Все особенности проведения проверок в сфере антимонопольного законодательства отражены отдельной статьей в законе «О защите конкуренции».
 
Очень существенное изменение касается либерализации контроля за экономической концентрацией. Если раньше под антимонопольный контроль подпадали сделки, суммарные активы которых составляли от 3 млрд. рублей, сейчас порог поднят - мы будем контролировать сделки от 7 млрд. рублей. Это говорит о том, что государство уходит от контроля среднего бизнеса. Поэтому у нас будет меньше работы, а у предпринимателей больше свободы в осуществлении своих проектов.
 
Появилось интересное дополнение - определен срок исковой давности по нарушению антимонопольного законодательства. Теперь антимонопольные дела не могут рассматриваться по истечении 3-х лет со дня свершения факта.
Изменения в Кодекс об административных правонарушениях были опубликованы 22 июля в «Российской газете», значит, они вступят в силу 22 или 23 августа текущего года. Закон «О защите конкуренции» в новой редакции вступит в законную силу также через месяц со дня публикации. Я думаю, наш контроль будет более действенным и распространится на те сферы, на которые раньше не распространялся.
 
Сергей Волков:
 
Новшеством является как в свое время и введение оборотных штрафов, введение штрафов, исходя из начальной максимальной цены контракта. Внесены изменения в понятие «административного штрафа». Степень ответственности должна повышаться в зависимости от суммы контракта.
 
Также новым для Кодекса об административных правонарушениях является исчисление срока давности привлечения за нарушение антимонопольного законодательства. Сейчас срок будет исчисляться не с момента совершения, а с момента вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа.
 
Хочу высказать впечатление о разбивке нарушений в сфере размещения заказов по составам. Это подход, вызванный реакцией на малозначительность, которую признают суды, исходя из соотношения содеянного и тех последствий, которые предполагаются за данное нарушение. Сегодня размер ответственности разбили по дням. К примеру, нарушение сроков на 2 дня - небольшой штраф, за больший период - штраф будет больше. Такая дифференциация ответственности в зависимости от степени проявления нарушения, способствует должному отношению, поскольку сложно было наказывать большим штрафом за один день просрочки, однако, за грубые нарушения ответственность сохранится, но уже не будет использоваться практика малозначительности правонарушений. Также при оборотных штрафах была проблема, когда субъекты, нарушающие законодательство, не получали выручку, и штраф очень сложно было исчислить. На сегодняшний день минимальный размер ответственности установлен в 100 тыс. рублей.
 
Татьяна Колотова:
 
Приведу пример. У нас были нарушения, когда препятствовали перетоку электрической энергии, если кто-то был подключен к одному и тому же источнику энергии. Вырубался рубильник, обрезались провода. Когда начинали разбираться, тарифа на передачу электроэнергии у субъекта не было, он не получал легальной выручки. Получалось, что его невозможно наказать оборотным штрафом. В таких случаях будет штраф 100 тысяч рублей. Ранее нам приходилось наказывать должностное лицо, допустившее факт нарушения, всего на 15 тысяч.
 
Сергей Волков:
 
Освобождение от административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ очень похоже на деятельное раскаяние в уголовном праве. Сейчас уточняется, что освобождается от ответственности лицо, которое первым заявилось с раскаянием, и не допускается одновременное обращение всех участников антиконкурентного соглашения в антимонопольные органы. Это необходимо для того, чтобы не злоупотребляли этим институтом.
 
Большое изменение, касающееся всех органов, осуществляющих административное производство - введена возможность обжалования решений судов общей юрисдикции, которые приняты по жалобам на постановление о штрафе. Ранее единственной возможностью обжалования было обращение в прокуратуру. В Арбитражных судах мы имели такую возможность изначально.
 
Ввели ответственность должностных лиц органов власти и местного самоуправления, а так же организаций, осуществляющих функции властных органов. Это новшество, поскольку ранее несли ответственность только хозяйствующие субъекты. Административное наказание - дисквалификация. Представляете, что значит для должностного лица получить дисквалификацию?!
 
Введена ответственность как за единоличное нарушение органами власти антимонопольного законодательства, так и за их участие в соглашении с хозяйствующими субъектами. Также ввели ответственность за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Ответственен тот, кто координировал, а не тот, кто подчиняется этой координации.
 
Введена ответственность за нарушение закона о размещении заказов при проведении аукционов в электронной форме.
Нужно обратить внимание на изменение в 178 статье УК. Введена ответственность за неоднократность злоупотребления доминирующим положением. Понимается, что лицо злоупотребляло доминирующим положение в определенной форме: монопольно высокая и монопольно низкая цена более 2-х раз в течение 3-х лет и было привлечено к административной ответственности. Т.е. в течение 3-х лет 2 административных штрафа, 3-й подразумевает уголовную ответственность. Доход становится альтернативой ущербу.
Всё это препятствует развитию коррупции. Очень сложно, соблюдая требования 94 закона, реализовать коррупционный интерес.
 
Есть ли в Свердловской области такие хозяйствующие субъекты, к которым может применяться эта статья? В каких сферах они работают?
 
Татьяна Колотова:
 
Да, есть такие субъекты. «Свердловэнергсбыт», например, постоянный посетитель наших комиссий.
 
Будет ли осуществляться проверка стоимости авиабилетов?
 
Татьяна Колотова:
 
Если будет поручение Федеральной антимонопольной службы. Сегодня мы никаких поручении не получили. Будут проверки, пойдем проверять базовую авиакомпанию, пойдем проверять аэропорт «Кольцово». Вчера сообщили, что у них подросли цены в аэропорту на регулируемые тарифы, которые согласованы с Федеральной службой по тарифам - здесь у нас не может быть претензий. У нас сейчас рассматривается дело по монопольно высокой цене в отношении аэропорта по тем тарифам, которые не регулируются.
 
От кого поступили жалобы?
 
Татьяна Колотова:
 
Жалоба «Транса Аэро» и вдогонку пришла от «Владивосток Авиа». На авиакомпанию в этом году обращений не было. Будут поручения, будем смотреть.
 
Каковы результаты проверки торговых сетей, которая должна была пройти в июле?
 
Татьяна Колотова:
 
Проверка идет, результатов пока нет. Она должна была завершиться к 1 августу, но это оказалось не реальным, так как мы запросили очень большой объем информации от торговых сетей. Будем просить ФАС о продлении сроков проверки до середины августа.
 
Проверка проходит в соответствии со старым законодательством?
 
Татьяна Колотова:
 
Да, конечно. Для того, чтобы занять взвешенную позицию в формулировке готовящегося закона «О торговле» ФАС наметила проверки, чтобы узнать, что реально делается на рынках розничной реализации товара. Мы сможем представить депутатам точные цифры, тогда не придется убеждать их лозунгами.
 
На каких уральских рынках может быть представлено доминирующее положение хозяйствующего субъекта?
 
Татьяна Колотова:
 
На определенных рынках антимонопольный орган может признать доминирующее положение субъекта, если его доля составляет 20-25%. На Урале такими рынками могут быть розничная торговля, рынок нефтепродуктов. Наш инструментарий расширяется, когда мы анализируем тот или иной рынок, что дает нам возможность применять ту или иную норму в зависимости от ситуации.
 
Может быть таким рынком авиарынок?
 
Татьяна Колотова:
 
Не думаю, там рынком является отдельный рейс, к примеру, Екатеринбург-Москва. До недавнего времени на этом рынке доля «Уральских авиалиний» была 100%. Пришли субъекты, которые составили конкуренцию, сейчас летают 7-10 авиакомпаний. Злоупотребить нет возможности, есть конкуренция. А что касается чартеров, то здесь монополия - практически все из них выполняют «Уральские авиалинии».
 
Сергей Волков:
 
Если на рынке много участников, то доля доминирующего положения может быть ниже 35% , поскольку относительно других она - большая. Сюда попадает розничная торговля и сетевые магазины, которые задают тон.
 
Татьяна Колотова:
 
Также сюда можно отнести розничную торговлю лекарственными средствами. У нас есть субъект, у которого только 30%. Он не вошел в реестр, так как не имеет доли 35%, но, наверняка, его влияние ощутимо.
 
Прогнозируете ли Вы увеличение или снижение числа жалоб? По каким делам?
 
Татьяна Колотова:
 
Боюсь прогнозировать. В 2009 году отмечен колоссальный рост обращений в антимонопольную службу. Например, в сфере размещения заказов у нас за прошлый год было 540 жалоб, в этом году более 500 только за первое полугодие. То же самое по антимонопольному законодательству. Если в прошлом году у нас было около 180, в этом году у нас за полугодие такая цифра. Если будет расти поток жалоб, я с ужасом думаю, как мы будем работать. Нагрузка очень большая на каждого работника.
Очень много обращений по органам власти. Мы проводили разъяснение по поводу предоставления государственной или муниципальной помощи. Поток обращений на получение преференций тоже возрос. За первое полугодие мы рассмотрели порядка 100 таких ходатайств. Главное, что с введением «второго антимонопольного пакета», развивается принцип неотвратимости наказания. Вводится наказание в виде штрафа и дисквалификация. Мы работаем не для того, чтобы кому-то сделать хуже, а для того, чтобы была здоровая конкуренция на всех рынках. Это наша цель, мы об этом не забываем.
 
 
 
ИА «Новый Регион, 23.07.2009
 
Российская ФАС готовится возбуждать уголовные дела в отношении «злостных» монополистов
 Российским антимонопольщикам будет проще доказывать доминирующее положение участников различных рынков. А за систематические нарушения такие компании можно будет подвергнуть уголовной ответственности – такие возможности ФАС России дает принятый «второй антимонопольный пакет» законов. Как рассказала сегодня руководитель УФАС по Свердловской области Татьяна Колотова, в соответствии с новыми поправками меняется трактовка понятия «доминирующее положение на рынке», а также меры ответственности таких компаний.
«Понятие доминирующего положения на рынке теперь меняется. Если еще недавно нам было трудно доказать это положение применительно к торговым сетям, потому что никто из них не занимает долю рынка в размере 35 %, то сейчас вносится изменение и доминирующим может быть признан субъект, занимающий долю ниже 35 %. Причем ее нижние границы этой доли даже не указываются. Однако надо будет доказывать конкретные примеры такого доминирования», – говорит Татьяна Колотова.
По ее словам, это обстоятельство дает ФАС возможность выявлять нарушителей среди участников тех рынков, доминирование на которых прежде было доказать весьма проблематично – среди торговых сетей, продавцов электроэнергии или авиаперевозчиков. Это рынок нефтепродуктов, где работают вертикально интегрированные компании, а в регионах их «дочки» или же сфера авиаперевозок.
«Например, в сфере авиаперевозок отдельным рынком считается конкретный рейс или направление. До недавнего времени доля компании «Уральские авиалинии» на московском направлении была 100 %, но теперь там летают другие авиакомпании – злоупотребления доминированием на этом направлении нет. А вот что касается отдельных направлений, чартеров, то они выполняются в основном только «Уральскими авиалиниями» и здесь могут быть выявлены признаки доминирующего положения на рынке», – говорит г-жа Колотова.
При этом компании, которые неоднократно уличат в доминировании на отдельных рынках, вскоре будут подлежать уголовной ответственности. Такие возможности дают изменения, внесенные в рамках «второго пакета» в ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции». Так как закон обратной силы не имеет, он не сможет применяться для прежних нарушителей, говорит г-жа Колотова. «Мы будем вести отчет с августа этого года – кто дважды нарушит требования, сначала подвергнется административной ответственности, а за повторные нарушения будут возбуждаться уголовные дела». При этом уральские антимонопольщики указывают, что в России очень проблематично найти рынок, где была бы развита конкуренция: «Одно из судебных решений, принятое два года назад, гласило, что не надо искать сопоставимые рынки, потому что в России их попросту нет».
 
Свердловское УФАС намерено продлить проверки торговых сетей
УФАС по Свердловской области продлит проверки крупнейших торговых сетей Екатеринбурга. Как сообщила сегодня руководитель ведомства Татьяна Колотова, ревизии идут полным ходом, собран большой массив документов и уральским антимонопольщикам не хватает времени для анализа полученной информации.
Напомним, широкомасштабные проверки транснациональных, федеральных и местных торговых сетей стартовали на Среднем Урале в начале июля. УФАС проверяет договоры ТС с поставщиками продуктов питания, выявляя, насколько обоснованы торговые наценки. Особое внимание уделено ценам на социально значимые товары – молоко, масло, хлеб, при этом совсем не проверяются дорогие сегменты продуктов.
Сегодня же Татьяна Колотова сообщила, что региональное управление намерено просить ФАС России о продлении сроков ревизий торговых сетей: «Проверки уже идут, но итогов этой работы пока нет – мы планировали все закончить до 1 августа. Сейчас собрано много документов, требуется дополнительное время для их обработки, будем просить ФАС об отсрочке до 20-х чисел августа».
 
Свердловское Заксобрание попало под контроль антимонопольной службы
Екатеринбург, Июль 23 (Новый Регион, Александр Родионов) – УФАС по Свердловской области сможет оспаривать законы, принятые региональным Заксобранием. Об этом сегодня сообщила руководитель ведомства Татьяна Колотова. Впрочем, в последние пятнадцать лет такой необходимости не возникало, говорят антимонопольщики.
Как передает корреспондент «Нового Региона», влиять на законотворческий процесс региональному УФАС позволит «второй антимонопольный пакет», которым были внесены поправки к ФЗ «О защите конкуренции», КоАП и УК РФ. Изменения вступят в силу уже в августе этого года.
«Если Законодательное собрание примет документ, противоречащий антимонопольному законодательству, то мы сможем его оспорить без обращения в суд. Прежде такой возможности не было – приходилось выходить на правительство области», – пояснила г-жа Колотова. Впрочем, за пятнадцать лет работы свердловского Заксобрания необходимости оспаривать его законопроекты не возникало, добавила она.
 
Александр Родионов
 
 
ИА «ИНТЕРФАКС-УРАЛ» , 23.07.09
 
Свердловское УФАС намерено продлить проверки торговых сетей Екатеринбурга до середины августа
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области планирует продлить проверки обоснованности ценообразования в торговых сетях Екатеринбурга до середины августа, сообщила руководитель УФАС Татьяна Колотова на пресс-конференции в Екатеринбурге в четверг.

 

Т.Колотова напомнила, что мониторинг проводится в преддверии принятия федерального закона "О торговой деятельности в РФ". "ФАС будет определенным арбитром при анализе проекта закона, а для того чтобы быть арбитром, надо в руках что-то иметь. Вот эту информацию мы должны наработать и получить", - сказала она.
 
 
ИА «Уралбизнесконсалтинг», 23.07.09.
 
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Свердловской области Татьяна Колотова: «В увеличении размера сборов с авиакомпаний в аэропорту Кольцово мы усматриваем нарушение закона по четырем позициям»
 «Нам известно, что в аэропорту произошло повышение сборов с авиакомпаний за услуги, но это повышение согласовано с Федеральной службой по тарифам, соответственно, в данном случае претензий к аэропорту у комиссии ФАС по Свердловской области быть не может», — заявила в ходе пресс-конференции в Екатеринбурге руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Татьяна Колотова.
Напомним, 21 июля 2009 года ОАО «Аэропорт Кольцово» увеличило размер сборов с авиакомпаний. В частности, увеличилась стоимость сборов за взлет-посадку, за обеспечение авиационной безопасности и за предоставление аэровокзального комплекса. Увеличение составило в среднем от 18 до 29%. В аэропорту данный шаг объяснили необходимостью обеспечения рентабельной деятельности в текущих рыночных условиях.
«Но, кроме того, существуют сборы, стоимость которых аэропорт устанавливает самостоятельно, как хозяйствующий субъект. Так, по нашим данным, в Кольцово увеличены сборы на подачу трапа, обслуживание пассажиров, доставку питания и т.д.», — отметила Т. Колотова.
«Авиакомпании «Трансаэро» и «Владивосток Авиа» уже обратились в антимонопольную службу с жалобами в отношении аэропорта Кольцово и его действий по увеличению размера ставок сборов. Предварительно мы усматриваем со стороны ОАО «Аэропорт Кольцово» нарушение закона по четырем позициям и сейчас занимаемся сбором дополнительных материалов», — заключила Т. Колотова.