ФАС России и Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции» обсудили поправки в антимонопольное законодательство

Поправки, подготовленные ФАС России в антимонопольное законодательство, будут состоять из трех частей: первая часть - технические поправки, направленные на улучшение действующих норм, вторая - замечания, которые высказали международные эксперты Организации экономического развития и сотрудничества, третья - разумная часть предложений РСПП. Об этом заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев, выступая 4 марта 2010 года на совместном заседании ФАС России и Некоммерческого партнерства «Содействие развития конкуренции».

Поправки в антимонопольное законодательство уточняют:
- понятие группы лиц;
- порядок установления Правил недискриминационного доступа на товарные рынки;
- понятие координации экономической деятельности;
- понятие соглашений и согласованных действий;
- особенности отбора финансовых организаций и др.

Поправки изменяют меру ответственности за сговор на торгах. «Здесь не может быть «оборотных» штрафов, скорее всего, нужно штраф рассчитывать от начальной цены контракта», - полагает И.Артемьев.

ФАС России предлагает ввести в закон понятия смягчающих и отягчающих факторов при расчете штрафов за нарушение антимонопольного законодательства. Например, обстоятельствами, уменьшающими размер штраф, могут признаваться обстоятельства, при которых правонарушитель:
- не инициировал ограничивающее конкуренцию соглашение или согласованные действия и (или) получил обязательство для исполнения указания участвовать в них;
- не приступил к исполнению заключенного им соглашения, ограничивающего конкуренцию;
- исполнил выданное ему антимонопольным органом предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства до окончания производства по делу;
- письменно признал, что нарушил запреты, установленные законодательством, прекратил правонарушение и оказал помощь антимонопольному органу в проведении расследования и др.

«Мы хотели бы ввести в законодательство инструменты предостережения, как это есть у правоохранительных органов. В тех случаях, когда признаки нарушения еще не установлены, когда еще дело ФАС не возбуждала, мы могли бы выносить предупреждения чиновникам о недопустимости действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а не возбуждать дело и штрафовать их», - полагает И.Артемьев.

Поправки уточняют, что если злоупотребление доминирующим положением не повлекло ограничение конкуренции, а касалось ущемления прав конкретных контрагентов, в этом случае накладывается фиксированный, а не «оборотный» штраф в размере от 300 тысяч до 1 млн рублей. «Это так называемые дела дачников, когда за неподключение 1-2 дачников к сетям на компанию может быть наложено несколько «оборотных штрафов» - по каждому делу. Этого нужно избежать. У нас нет цели банкротить компании», - заявил глава ФАС России.

«Мы предлагаем внести в закон поправки, в которых будут прописаны условия предоставления отсрочек/рассрочек оплаты штрафов при определенных условиях», - считает И.Артемьев.

«Мы намерены модифицировать 108-й приказ ФАС России в части, касающейся проведения анализа рынков. Он значительно устарел. Мы полагаем, что нет необходимости проводить анализы рынков по дела в отношении органов власти, по нарушениям по статье 17.1 закона о защите конкуренции», - заявил И.Артемьев.

Руководитель ФАС России проинформировал членов некоммерческого партнерства о том, что попросил Президента России Д.А.Медведева дать поручение Главному правовому управлению Администрации Президента и ФАС России разработать поправки в Уголовный кодекс РФ, касающиеся автоматического освобождения от уголовной ответственности тем лицам, которые хотят воспользоваться программой смягчения за участие в картельном сговоре. «Сейчас для лица, которое добровольно заявило в ФАС России об участии в картельном сговоре, предоставило доказательства такого сговора и отказалось от участия в нем, предусмотрено освобождение от административной ответственности - оплаты «оборотного» штрафа. А вот автоматического освобождения от уголовной ответственности нет. Поэтому предприниматели боятся идти в ФАС и добровольно раскрывать информацию о картеле», - высказал озабоченность И.Артемьев.
Примечание

Ст 17.1. закона «О защите конкуренции» - «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества»