Суды поддерживают позицию Свердловского УФАС в отношении антиконкурентных действий ЕКУГИ на рынке наружной рекламы Екатеринбурга

10 сентября 2010 года Арбитражный суд Свердловской области признал решение Свердловского УФАС России, вынесенное в отношении Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга, законным.
 
1 апреля 2010 года Свердловское УФАС России указанным решением признало факт нарушения Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом (ЕКУГИ) Администрации города Екатеринбурга антимонопольного законодательства.   
 
Дело было возбуждено 23 октября 2009 года.Основанием для возбуждения дела послужило коллективное обращение рекламораспространителей: ООО «ЦСБ», ЗАО Рекламное агентство «Любимый город», ООО Рекламная фирма «Акцент», ООО Рекламное агентство «Парк», ООО Рекламное агентство «Пирамида», ООО «Империал» о том, что на рынке наружной рекламы осуществляются ограничивающие конкуренцию действия со стороны ЕКУГИ Администрации г. Екатеринбурга и ООО «Екатеринбургский центр распространения рекламы» (ООО «ЕЦРР»), а также обращение Прокуратуры города Екатеринбурга и заявление ООО «Гринч» о нарушении Администрацией г. Екатеринбурга антимонопольного законодательства путем направления письма, согласно которому ЕКУГИ уполномочило ООО «ЕЦРР» на осуществление функций органа местного самоуправления по закрытию заборов, строительных площадок рекламными конструкциями и растяжками и по согласованию мест под размещение афишных тумб с администрациями районов.
 
В результате рассмотрения материалов дела Свердловское УФАС признало ЕКУГИ Администрации г. Екатеринбурга нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
 
Нарушение выразилось в бездействии ЕКУГИ Администрации г. Екатеринбурга относительно осуществления учета фактов возникновения у третьих лиц прав в отношении рекламных конструкций в соответствии с требованиями ч. 9.3 ст. 19 Закона о рекламе.
 
Свердловским УФАС было установлено, что порядок выдачи разрешений на установку рекламных конструкций утвержден Постановлением главы Екатеринбурга, согласно которому установка рекламных конструкций на территории г. Екатеринбурга допускается только при наличии разрешения, выдаваемого ЕКУГИ.
 
Разрешение на установку рекламной конструкции, согласно ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе, выдается органом местного самоуправления на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
 
По своей правовой природе разрешение на установку рекламной конструкции является ненормативным правовым актом, а потому не является объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), т. е. однажды выданное органом местного самоуправления на основании заявления конкретного лица (в том числе ООО «ЕЦРР») разрешение на установку конкретной рекламной конструкции, не может быть передано таким заявителем третьим лицам (иным образом введено в оборот).
 
ООО «ЕЦРР», которому однажды было выдано органом местного самоуправления разрешение на установку конкретной рекламной конструкции в силу ч. 9.3 ст. 19 Закона о рекламе обязано уведомлять ЕКУГИ Администрации г. Екатеринбурга, выдавший такое разрешение, обо всех фактах возникновения у третьих лиц прав в отношении этой рекламной конструкции, а ЕКУГИ обязано вести учет выданных разрешений на установку рекламных конструкций и получать и систематизировать сведения о правах третьих лиц в отношении рекламных конструкций, что является публичной обязанностью ЕКУГИ, которую Комитет применительно к оформленным на имя ООО «ЕЦРР» разрешениям не выполняло.
 
Вместе с тем Комиссией Свердловского УФАС России было установлено, что ЕКУГИ на основании обращений ООО «ЕЦРР» о расторжении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулировало соответствующие разрешения. Между тем, орган местного самоуправления имеет право аннулировать разрешения только в строго установленных законом случаях.
 
Таким образом, аннулирование разрешений на установку рекламных конструкций, не являющихся самовольно установленными, было вызвано бездействием ЕКУГИ относительно осуществления учета фактов возникновения у третьих лиц прав в отношении рекламных конструкций, что является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
 
Напоминаем, что ранее, 10 июля 2009 года, Свердловское УФАС России установило факт нарушения ЕКУГИ Администрации города Екатеринбурга ч. 1, ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании преимуществ на рынке наружной рекламы и наделении ООО «ЕЦРР» функциями и правами органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом путем наделения полномочиями по заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе, находящимся в муниципальной собственности; допущения фактического осуществления до 17.03.2009 ООО «ЕЦРР» полномочий ЕКУГИ по организации работ по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций, что создало благоприятные условия деятельности ООО «ЕЦРР» на рынке наружной рекламы г. Екатеринбурга и ограничило конкуренцию на указанном рынке.
 
Свердловское УФАС выдалоЕКУГИ Администрации города Екатеринбурга предписание о прекращении нарушения частей. 1 и 3 ст. 15 Закона защите конкуренции путем переоформления договоров, заключенных с ООО «ЕЦРР», путем замены ООО «ЕЦРР» на тех рекламораспространителей, с которыми  у ООО «ЕЦРР» заключены договоры.
 
Данные решение и предписание были обжалованы в трёх судебных инстанциях и также признаны судами законными и обоснованными.