Выполнение показателей Стандарта развития конкуренции. Часть 2.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области во исполнение приказа ФАС России № 290/15 от 23.04.2015 «Об утверждении перечня товарных рынков для исследования территориальными управлениями ФАС России» в целях оценки изменений состояния конкуренции в результате реализации мероприятий Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации провело анализ рынка услуг по управлению многоквартирными домами в границах муниципального образования «город Екатеринбург», город Нижний Тагил, город Каменск-Уральский, городской округ Первоуральск за период 01.05.2015-01.01.2016.

В связи с чем, сообщаем о результатах  анализа и достижении целевого показателя Стандарта развития конкуренции на территории Свердловской области к 01.01.2016.

В результате проведенного анализа установлено следующее.

Доля негосударственных (немуниципальных) управляющих организаций от общего числа управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, за период 01.05.2015-01.01.2016 (нарастающим итогом) составляет:

1) в муниципальном образовании «город Екатеринбург» - 99,2%;

2) в городе Нижний Тагил – 95,2%;

3) в городе Каменск-Уральский – 100%;

4) в городском округе Первоуральск – 73,4%.

Согласно приложению к Стандарту развития конкуренции в субъектах Российской Федерации для данного рынка установлен целевой показатель: доля негосударственных (немуниципальных) управляющих организаций от общего числа управляющих организаций, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами в населенных пунктах с численностью населения более 100 тысяч жителей в субъекте Российской Федерации, к 2016 году – 90%.

Таким образом, в муниципальном образовании «город Екатеринбург», в городе Нижний Тагил и в городе Каменск-Уральский к 2016 году данный показатель достигнут, а в городском округе Первоуральск не достигнут.

Уровень концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 01.01.2016 является низким, поскольку коэффициент рыночной концентрации – CR3 равен 24,7% и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана – HHI равен 426.

Уровень концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городе Нижний Тагил на 01.01.2016 является низким, поскольку коэффициент рыночной концентрации – CR3 равен 25,3% и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана – HHI равен 446.

Уровень концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городе Каменск-Уральский на 01.01.2016 является высоким, поскольку  коэффициент рыночной концентрации – CR3 равен 99,65% и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана – HHI равен 8960.

Уровень концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городском округе Первоуральск на 01.01.2016 является умеренным, поскольку коэффициент рыночной концентрации – CR3 равен 61,9% и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана – HHI равен 1657.

По результатам опроса управляющих компаний выявлены следующие барьеры входа частных управляющих компаний на рынок услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах муниципального образования «город Екатеринбург», города Нижний Тагил, города Каменск-Уральский, городского округа Первоуральск:

-наличие большой доли жилищного фонда в ветхом, аварийном, неудовлетворительном состоянии;

-необходимость инвестирования с момента осуществления деятельности, в том числе для проведения срочных ремонтов изношенных внутридомовых сетей и конструктивных элементов;

-неэластичный спрос как невозможность привлечения потребителей жилищно-коммунальных услуг более низкими тарифами (заказчики по договорам управления многоквартирными домами абсолютно не чувствительны к стоимости, предоставляемых им услуг);

-необоснованное затягивание сроков передачи технической документации, денежных остатков от прежней управляющей компании к вновь избранной;

-невозвратные затраты, риски неплатежей потребителей за жилищно-коммунальные услуги, которые лежат на управляющей организации, и отсутствие эффективных механизмов работы с собственниками – должниками за услуги жилищно-коммунального хозяйства;

-отсутствие эффективных, справедливых и прозрачных механизмов работы с жителями по голосованию и принятию решений, нехватка кворума;

-частое изменение законодательства и административной практики в части требований к размещению информации в сети Интернет;

-недоверие к новым и недавно созданным управляющим компаниям;

-несовершенство отбора управляющих компаний путем конкурса, проведение конкурсов с многочисленными нарушениями по причине отсутствия достаточной системы контроля и мониторинга за проведением конкурса;

-несоблюдение ресурсоснабжающими организациями требований жилищного законодательства, в частности постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».