"Что за комиссия, создатель?" журнал Эксперт-Урал №32 (341), 25.08.2008

В начале августа при прокуратурах всех регионов созданы межведомственные комиссии, цель которых (цитируем официальные релизы) - «выявление ценовых сговоров и биржевых спекуляций, способствующих повышению цен».
    В комиссии вошли представители МВД, ФАС, федеральной службы по тарифам, федеральной службы по финансовым рынкам, Минтранса и Минсельхоза. Как объясняет официальный сайт Генеральной прокуратуры (структуры в регионах появились по поручению этого ведомства), создание комиссий вызвано «многочисленными обращениями граждан и общественных организаций по факту роста цен на продукты питания, бензин, минеральные удобрения и ряд других социально значимых товаров».
   Каким путем структура, наблюдающая за соблюдением законов, сможет противостоять картельным сговорам, понять сложно. Из официальных сообщений Генпрокуратуры РФ сделать определенные выводы о полномочиях входящих в состав групп специалистов невозможно. Не добавляют ясности и комментарии местных прокурорских работников. Что придумают силовики, для которых ценовые сговоры и биржевые спекуляции - совершенно новое направление деятельности, непонятно.
  Наибольшей компетенцией в вопросах ценообразования обладает антимонопольная служба. Независимые специалисты предполагают, что именно ФАС будет главным экспертом в новой игре. Целесообразность создания дополнительной свиты, по их мнению, нулевая. Формирование многопрофильной комиссии - лишь демонстрация подчеркнуто серьезных намерений государства повлиять на рыночное ценообразование.
   Сами органы ФАС утверждают, что ни о какой двойной работе речи не идет, каждое ведомство имеет строго разграниченный функционал. Но, характеризуя механизмы работы с компаниями, в Свердловском УФАС предполагают, что прокуратура будет использовать схожие с ними методы работы: «Возможно, органы прокуратуры осуществляют полномочия в рамках проведения контрольных мероприятий по аналогичному алгоритму действий: сбор, обобщение и анализ информации с целью определения наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства». Это значит, что бизнес будет подвергаться многочисленным проверкам со стороны и ФАС, и прокуратуры. И это еще минимум.
   Точнее сказать, как будут работать органы прокуратуры нельзя: между ведомствами не налажен обмен информацией. И не только между этими двумя. Контактов нет как у разных контролирующих ведомств в одном регионе, так и у подразделений одного ведомства на разных территориях. Поэтому не то чтобы предотвратить преступление, даже пресечь совершаемое они часто не в состоянии. В итоге, по словам биржевых трейдеров, случается такое: в отношении «финансовой пирамиды» заведено уголовное дело в Санкт-Петербурге, а в Новосибирске та же компания под тем же именем благополучно собирает с граждан деньги...
    Опрошенные нами участники рынка в один голос заявляют: комиссия в нынешнем виде и с нынешними полномочиями недееспособна, более того - ее создание грешит против экономических реалий, а сам факт появления следует рассматривать как очередное вмешательство государства в дела рынка.