Публикация с пресс-конференции в РИЦ ИТАР-ТАСС руководителя Свердловского УФАС России Татьяны Колотовой, 26.01.2011

 

Публикация с пресс-конференции руководителя Свердловского УФАС России Татьяны Колотовой, 26.01.2011, РИЦ ИТАР-ТАСС
 
«Свердловское УФАС подводит итоги 2010 года: о конкуренции на рынках региона, эффективной практике применения антимонопольного законодательства и наиболее показательных делах».
 
Татьяна Родионовна КОЛОТОВА, руководитель Свердловского УФАС России
 
2010 год ознаменовался для Свердловского УФАС России более глубоким освоением норм антимонопольного законодательства второго антимонопольного пакета, более пристальным контролем за действиями органов власти по распоряжению имуществом, а также началом правоприменительной практики Закона об основах торговой деятельности. В 2010 году Свердловским УФАС России рассмотрено 3055 заявлений и обращений.
 
Татьяна Колотова:
2010 год ознаменовался для всех антимонопольщиков России тем, что это был год 20-летнего юбилея ФАС России. В прошедшем году мы боле глубоко осваивали нормы антимонопольного законодательства, в том числе второго антимонопольного пакета. Более пристально осуществляли контроль за деятельностью органов власти в части распоряжения муниципальным  и государственным имуществом. В прошедшем году мы начали осваивать федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ», продолжали применять другие федеральные законы, которые находятся в нашем ведении – Закон «О рекламе» и Закон № 94 - ФЗ «О размещении заказов на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Основные цели нашей деятельности были и остаются прежними – создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями, контроль естественных монополий, пресечение антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственных и муниципальных заказов, а также контроль за тем, чтобы все хозяйствующие субъекты имели равный доступ к услугам, реализуемым субъектами естественных монополий. Общее число обращений в адрес Управления в 2010 году составило 3055 по всем видам направлений деятельности. Рассмотрено 1494 дела, выявлено 1202 нарушения, 115 нарушений устранено до возбуждения дела, то есть, в период запроса документов. В результате деятельности Свердловского УФАС в 2010 году в доход бюджетов разных уровней поступило более 11 млн. рублей в виде штрафов за нарушение антимонопольного законодательства.
2010 год ознаменовался тем, что стало меньше нарушений на рынках электро- и теплоэнергетики, но сохраняется количество нарушений, выявленных в деятельности Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Мы начали большую работу по контролю за соблюдением требований стандартов раскрытия информации - практически все ресурсоснабжающие организации должны публиковать такие стандарты.  Те, кто этого не делает или делает не в полном объеме, привлекаются к административной ответственности. Мы также начали работу по контролю за соблюдением законодательства об энергоэффективности. Речь идет об установке счетчиков на все ресурсы, которые мы с вами потребляем, которые потребляют управляющие компании, заказывая эти ресурсы для нас, граждан, проживающих в многоквартирных домах. Продолжался контроль за соблюдением законодательства о рекламе. Прошедший год ознаменовался ростом количества обращений в наш адрес практически в два раза. Это связано с тем, что страна все-таки выходит из кризиса, на соответствующих рынках активизируются процессы, у рекламодателей появляются финансовые средства для того, чтобы давать свою рекламу, соответственно, растет число нарушений в этой сфере.
Если говорить о том, какие нарушения в сфере рекламы выявлялись наиболее часто, то на первом месте – ненадлежащая реклама пива: либо нарушаются требования по 100-метровой зоне, либо нет предупреждения о вреде чрезмерного употребления. На втором месте находятся дела по неэтичной рекламе. Остаются проблемы применения закона, связанные с распространением организациями рекламы путём рассылки смс-сообщений, которую потребители не заказывали и согласие на размещение которой не давали. Такие факты мы также выявляем и пресекаем. Реклама лекарственных средств и способов лечения, когда отсутствует предупреждение о том, что нужно советоваться с врачом и помнить о противопоказаниях, реклама БАДов, которые выдают за лекарство, в то время, как таковыми они не являются – все это также является нарушением.
Что касается Закона о размещении заказов, то здесь число обращений осталось на уровне прошлого года, но оно огромно – более 1 тысячи дел. Основные проблемы все те же самые, но мы надеемся, что ситуация изменится, поскольку в 2011 году все аукционы должны проводиться всеми типами заказчиков исключительно в электронной форме.
Начали применять закон «О торговой деятельности». Всего начаты два дела, хотя проверок мы провели достаточно большое количество и выдали рекомендации по договорной практике между сетями и поставщиками продуктов питания. В основном к нашим рекомендациям прислушались, привели договоры в соответствие с требованиями Закона. По одному хозяйствующему субъекту, который организует реализацию товаров в торговой сети, начато делопроизводство Дела пока не завершены.   
 
Начались ли какие-то проверки по факту повышения цен на бензин и дизельное топливо? По словам ряда поставщиков, в марте цены на дизельное топливо могут вырасти в частности до 40 рублей.
 
Татьяна Колотова:
Естественно, этот рынок находится под постоянным контролем антимонопольных органов. Мы располагаем сведениями о ценах на нефтепродукты еженедельно, имеем возможность эти цены контролировать. В Свердловской области мы следим за маржинальным доходом тех организаций, которые осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов. Все вопросы возникают к оптовикам, а оптовики находятся не в Свердловской области, а в Москве. Проблема роста цен на дизельное топливо, возникшая в конце 2010 года, связана с ростом оптовых цен. Также в цене значительно вырос авиационный керосин. ФАС все это знает, мы все данные нашего мониторинга еженедельно передаем в Москву. Насколько мне известно, сейчас решается вопрос о возбуждении третьей серии дел в отношении всех крупных компаний, работающих на рынке нефтепродуктов, их у нас пять.
Действительно, эксперты предсказывают некоторый рост цен на 10-15 проц в течение начала 2011 года, это связано с изменением системы налогообложения. Принято решение об уменьшении транспортного налога для владельцев автомобилей, но увеличивается акциз, который выплачивают розничные продавцы всех видов нефтепродуктов в размере один рубль на 1 л реализуемой продукции. Эксперты связывают это с тем, что этот процесс уже начался. К сожалению, я пока достоверно сказать не могу так это или нет. В связи с тем повышением, которое случилось в конце года, и которое продолжается в январе, у нас есть основание полагать, что маржинальный доход наших розничных продавцов несколько превысил те средние значения, которые мы считаем приемлемыми. К концу февраля будем с этим разбираться. Если эти признаки нарушения подтвердятся, то тогда будем применять меры, в том числе и к розничным продавцам.
 
На какой стадии находится вопрос о рассмотрении дела  по «Кольцово» в отношении завышения цен? 
Расскажите, пожалуйста, о планах на следующий год.
 
Татьяна Колотова:
По цене в «Кольцово» дел нет. Мы признали факт нарушения в действиях аэропорта «Кольцово», который выразился в установлении монопольно высоких, по нашему мнению, цен на две услуги: бортпитание и подача трапа. Апелляция была в нашу пользу, кассация решение отменила и направила на новое рассмотрение. Мы решение кассации обжаловали в Высший Арбитражный Суд. Пока решение не принято. Но первая инстанция Арбитражного Суда, куда дело пришло на повторное рассмотрение, наше решение отменило. Мы опять будем его обжаловать в апелляцию. Чем закончится эта история, пока сказать трудно. К сожалению, суды не всегда понимают логику антимонопольного органа, встают на сторону хозяйствующего субъекта.
Что касается планов, то мы должны будем рассмотреть все обращения, которые поступят в наш адрес, провести те проверки, которые мы наметили, план которых уже известен и опубликован на соответствующих сайтах. Если говорить об особенностях 2011 года, то унас, практически, окончательно произошла либерализация на рынке электрической энергии. В 2011 году не будет регулируемых тарифов на саму электрическую энергию, которая продается с оптового рынка, которую покупают гарантирующие поставщики и другие лица и потом перепродают всем потребителям: хозяйствующим субъектам и нам, гражданам. Государство сейчас регулирует только цену электрической энергии для населения. Цена электроэнергии, которая идет для хозяйствующих субъектов, даже для бюджетных организаций, сегодня не регулируется государством.
Что касается системы ценообразования на нефтепродукты, то она меняется в связи с изменением налогов, уплаты акцизов. Думаю, что тут тоже могут возникнуть определенные вопросы, и здесь мы также будем «держать руку на пульсе».
Также актуальными остаются вопросы энергосбережения, они актуальны для всего государства и для каждого из нас. Все граждане до 31 декабря 2011 года должны, в силу закона «Об энергосбережении», установить счетчики в своих квартирах на холодную и горячую воду и на электрическую энергию. К сожалению, когда эти процессы идут, граждане обращаются, потому что тоже есть нарушения. Мы считаем, что некоторые управляющие компании ведут себя в этих ситуациях неправильно, вмешиваясь в этот вопрос, кроме того, пытаются брать с граждан деньги за выдачу так называемых технических условий, которые не предусмотрены законодательством. Эти вещи мы также пытаемся держать на контроле.
Соблюдать требования стандартов раскрытия информации должны все сетевые компании в электроэнергетике, операторы связи в организациях связи, водоканалы, теплоснабжающие компании – абсолютно все они должны раскрыть стандарты на своих сайтах. Любой должен знать, где какая мощность есть, что нужно сделать и какие документы подавать, чтобы подключиться к тем или иным ресурсам. Поэтому этот процесс также очень актуален на сегодня, и мы будем его контролировать в течение всего года.
В связи с переходом на электронные аукционы, с одной стороны, должно сократиться количество нарушений: прекратить своё существование такое нарушение, как согласованные действия на аукционах, на электронных площадках договариваться будет невозможно. Вместе с тем, нам, как правоприменителям, также придется перестроиться. Мы сейчас оформляем электронно-цифровые подписи всем специалистам, которые осуществляют контроль размещения заказов. Мы будем работать тоже исключительно в электронном виде на этих электронных площадках. Это процесс непростой, но думаю, что мы научимся контролировать процессы, происходящие на аукционах в электронном виде.
 
За последний месяц выросли цены на такие продукты, как крупа, масло. Были ли уже направлены к вам жалобы по этому поводу?
 
Татьяна Колотова:
По поручению Президента и руководителя ФАС мы этот процесс мониторим, начиная с августа прошлого года. Мы запрашиваем данные из нескольких торговых сетей Екатеринбурга, рассматриваем все обращения граждан. Цены действительно растут. Но вы все, наверное, прекрасно знаете о причинах этого роста – неурожайный 2010 год, засушливое лето привели к тому, что сократилось производство зерна, картофеля, кормов для молочного животноводства. Это все очевидные вещи. Все, кто имеют отношение к этому, принимают соответствующие меры. Вместе с тем остановить рост цен административными способами просто невозможно. А новый год, как всегда, связан с тем, что изменились тарифы естественных монополий. Их рост составил не менее 15 проц. С электроэнергией пока вообще ситуация не понятна, насколько она вырастет, имея ввиду полную либерализацию ценообразования на этом рынке. Как вы видите, растут цены на дизельное топливо и бензин, а продукты перевозятся с помощью автотранспорта. Каких либо признаков нарушения антимонопольного законодательства на сегодняшний момент мы не усматриваем. Мы мониторили эти процессы в конце лета, начале осени, возбудили два дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении четырех молокозаводов области, а также в отношении ряда субъектов, работающих на рынке поставки зерна в Свердловскую область. Но, рассмотрев дела в 3-4 заседаниях, пришли к выводу, что нарушения антимонопольного законодательства нет. Основания для роста цен, действительно, были объективные.
 
Были ли какие-то обращения, связанные с нарушениями на рынке лекарственных средств?
 
Татьяна Колотова:
К счастью, в Свердловской области таких обращений в наш адрес не было. Но и за ростом цен мы контроль не осуществляем. По законодательству контроль цен осуществляет Росздравнадзор. Мы бы могли вмешаться только в том случае, если бы установили признаки установления монопольно высоких цен либо согласованных действий. Но у нас в Екатеринбурге нет субъектов, доминирующих на рынке реализации фармацевтических средств. У нас есть несколько субъектов, которые доминируют в ряде муниципальных образований, всего таких муниципальных образований - 8.
 
Закончилась ли история с рекламной компанией клубного дома «Родина»?
 
Татьяна Колотова:
Эта история еще не закончилась.
По «Родине» у нас расследование не закончено. Субъекты перекладывают ответственность друг на друга по поводу того, кто, все-таки, создал этот рекламный продукт. Сначала у нас «засветилась» компания «Штольцман и Кац» по информации рекламной фирмы «Акцент». Они нам пояснили, что рекламное агентство «Ред пепер» создавало эту рекламу. Дальше в этом деле появляется ООО «Интекс». Кто в конечном счете будет отвечать за создание этой рекламы – время покажет. Пришло ходатайство опроведении экспертизы, хотя мы провели опрос граждан на нашем сайте, который показал, что более 70 % граждан считают, что такая реклама является ненадлежащей. Когда закончим рассмотрение дела, проинформируем всех.
 
Назовите факты отмены аукционов и конкурсов на большую сумму?
 
Татьяна Колотова:
В практике Свердловского УФАС есть случаи отмены размещения заказов, начальная максимальная цена контракта которых составляет свыше 50 млн. рублей.
 
Так, Свердловское УФАС признало в действиях заказчика в лице Администрации Кушвинского ГО при проведении открытого аукциона на завершение строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома нарушение Закона о размещении заказов в части неисполнения обязанности по установлению в аукционной документации необходимых требований к предмету контракта, позволяющих участникам размещения заказа надлежащим образом сформировать аукционные заявки, а в дальнейшем надлежащим образом исполнить контракт.
 
Заказчик в лице МУ «Управление заказчика по капитальному ремонту» при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на разработку проектно-сметной документации и капитальный ремонт «под ключ» детских образовательных учреждений не включил в аукционную документацию требование о наличии лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности, а также не определил требования к составу заявки, предусмотренные подпунктом ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов, чем нарушил п. 1 ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов. Свердловское УФАС выдало предписание об устранении нарушения Закона о размещении заказов, аннулировать торги путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения муниципального контракта.
Свердловское УФАС также признало факт нарушения Закона о размещении заказов в действиях заказчика в лице Отдела образования ГО Среднеуральск при проведении открытого аукциона на выполнение генподрядных строительно-монтажных работ по объекту «Дошкольное образовательное учреждение на 115 мест в г. Среднеуральске Свердловской области. В аукционной документация не было указано, на какие виды работ должно быть представлено свидетельство СРО в составе заявки и требования к составу заявки. Отделу образования городского округа Среднеуральск было выдано предписание устранить нарушения Закона о размещении заказов путем отмены протокола аукциона, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе и установления в документации об аукционе конкретного требования о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, а также привести форму заявки в соответствие требованиям ст. 35 Закона о размещении заказов. Начальная максимальная цена контракта превышает 60 млн. рублей
 
Свердловское УФАС отменило аукцион, проведённый Управлением образования Артемовского ГО на размещение заказа на реконструкцию здания нежилого назначения. В нарушение требований ч.8 ст.34, ч.2 ст.24 Закона о размещении заказов заказчик разместил на официальном сайте в сети «Интернет» разъяснения на запрос с указанием сведений об участнике размещения заказа, направившем запрос на предоставление разъяснений. В указанных действиях должностного лица заказчика содержатся признаки административного правонарушения предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ. В нарушение требований ч.9 ст.34 Закона о размещении заказов срок для подачи заявок на участие в аукционе не был продлен, несмотря на тот факт, что до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе оставалось 4 дня, что также нарушило право участников размещения заказа на надлежащее оформление заявок на участие в аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта составила 51 810 590 рублей.
 
Что касается ответственности за подобное нарушение, какое наказание понесли нарушители в минувшем году? Есть ли надежда на то, что они станут более законопослушными?
 
Татьяна Колотова:
Особенность прошлого года заключается в том, что мы начали применять наказание для должностных лиц органов власти. Более десятка должностных лиц органов власти, как государственной, так и муниципалитетов были привлечены к ответственности. Минимальный штраф составлял 15 тыс. рублей по соответствующей статье 14.9 Кодекса об административных правонарушениях. Естественно, когда должностные лица попадают под наказание в первый раз, то мы применяем минимальную ставку – 15 тыс. рублей. Эти штрафы обжалуются в суде общей юрисдикции. По прошедшему году почти все штрафы оставлены в силе, то есть, суды готовы рассматривать дела в отношении должностных лиц органов власти.
 
У меня вопрос по № 94 – ФЗ: каким образом определяется выбор площадки для размещения заказа, могут ли участников обязать к размещению заказа на площадке Сбербанка?
 
Татьяна Колотова:
Дело в том, что заказчик сам должен выбрать площадку, где он будет размещать заказ. Если кто-то способствует тому, чтобы наибольшее число заказов размещалось на площадке Сбербанка, то в этом случае я усматриваю признаки нарушения антимонопольного законодательства. Если такие факты имеются – сообщайте в Управление.
Думаю, что здесь тоже будет достаточное количество проблем. Это революционный переход от молоточных аукционов к электронным. Должна быть создана некая общая информационная система по РФ. Она создается, но насколько она готова к работе, пока не известно. Думаю, что система все-таки заработает и позволит сделать эти процессы более прозрачными и доступными для всех хозяйствующих субъектов.
 
Сколько было нарушений по рекламе в 2009 году и сколько в 2010?
 
Татьяна Колотова:
В 2009 году было 82 заявления, в 2010 -162. В 2009 году было 47 дел, в 2010 году – 86. По инициативе Управления в 2009 году было возбуждено 20 дел, в 2010 – 23. В 2009 году выявлено 57 нарушений, в 2010 – 95.
Работа антимонопольных органов по сложности возрастает с каждым годом. Во-первых, потому что у нас развиваются рынки, во-вторых, субъекты становятся более грамотными, очень активно внедряются в нашу жизнь информационные технологии. Так, у нас есть обращения граждан, проживающих на территории некоторых муниципальных образований в Свердловской области, по поводу цен на доступ в Интернет. В Екатеринбурге – одна цена, во всех других городах Свердловской области цена, примерно, на 30 % выше, чем в Екатеринбурге. Вопрос: чем жители Красноуральска или Талицы хуже жителей Екатеринбурга? Услуга одна и та же, и оказывает ее один и тот же хозяйствующий субъект. Мы считаем, что есть признаки нарушения. Для того, чтобы выйти подготовленными в суд, мы уже полгода «перелапачиваем» самые разные материалы. Надеюсь, что скоро придем к соответствующим выводам для того, чтобы понять какие услуги и технологии на этом рынке заменяют друг друга, какие нет, какова доля субъекта на рынке. Сейчас можно выходить в Интернет, используя сотовый телефон. Заменяет ли это компьютер в нашей квартире или на работе? То есть,  возникает огромное количество самых разных вопросов, на которые мы, перед тем как делать выводы, должны найти соответствующие ответы. В противном случае, наше дело не устоит в суде.
 
Собираетесь ли вы в этом году увеличивать штат в связи с возрастающей нагрузкой?
 
Татьяна Колотова:
Я думаю, что увеличение штата не будет. Дай Бог, чтобы нас не сократили. Вы же знаете, что Президент провозгласил курс на сокращение числа чиновников - порядка 20 проц за 2-3 года. Коснется это антимонопольной службы или нет – мы не знаем. Надеемся, что нет, потому что нагрузка, действительно, растет каждый год, а наша численность последние три года не менялась. Увеличения штата я не жду и коллектив настраиваю на то, что надо справляться с поставленными задачами тем составом, который мы имеем сегодня, нарабатывать опыт, побеждать не числом, а умением.