"Торговле нужен двигатель" МК-Урал, 12.04.2011

ТОРГОВЛЕ НУЖЕН ДВИГАТЕЛЬ 

Но не рекламный, а качественный
 
Развитие продовольственного ритейла и проблемы качества продуктов обсуждали на днях в администрации Екатеринбурга. Представители властных структур, Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы, торговых сетей, магазинов и производителей продуктов питания собрались в одном зале, чтобы совместно провести анализ происходящего на рынке и поговорить о наболевшем.
 
Все в сетях
Согласно данным Комитета по товарному рынку, потребительский рынок Екатеринбурга продолжает свое развитие, которое хоть и замедлилось в период кризиса, но не остановилось. Откровенно говоря, продуктовому направлению есть куда расти: норматив обеспеченности торговыми площадями продовольственного направления составляет 270 кв. м. на 1000 человек, а Екатеринбург до этого показателя пока не дотягивает. В целом по городу на тысячу жителей приходится около 209 кв.м. (См. рис.1). И это при том, что в уральской столице функционирует 79 сетей, специализирующихся именно на торговле продуктами питания и объединяющих 543 предприятия. За 5 лет количество сетевых объектов этого направления увеличилось в 2,5 раза.
Надо сказать, глобальные планы развития уральских «сетевиков» весьма амбициозны. Как сообщила на совещании в администрации города председатель Комитета по товарному рынку Елена Чернышева, в соответствии со стратегическим планом развития Екатеринбурга как минимум три местные сети уже выходят на федеральный уровень, еще 3 активно захватывают уровень региональный. Если не случится никаких экономических катаклизмов, к 2020 году более 100 екатеринбургских сетей перейдут в статус федеральных и региональных.
Слабое место екатеринбургского товарного рынка – оптовое направление. Количество предприятий-оптовиков постоянно растет, а качественных складских площадей по-прежнему не хватает, что серьезно тормозит развитие этого сегмента. На крупных логистических терминалах, складских комплексах классов «А» и «В» возрождаются советские очереди: желающих снять площади заносят в «Лист ожидания», суммарным запасом 40–50 тысяч кв.м. Растет и арендная плата. Так, ставки на склады класса «А» и «В» возросли в среднем на 20% и варьируются от 85 до 110 долларов за «квадрат». В свою очередь это сказывается на стоимости товаров у оптовиков, подгоняя и без того растущие цены.
– Индекс потребительских цен за два месяца 2011 года составил 103%, причем основное увеличение показали именно продукты питания. В частности стоимость минимального набора продуктов в Екатеринбурге выросла почти на 12% (в Свердловской области на 12,4%) и составила по итогам первого квартала 3184 рубля 54 копейки. Больше всего с начал года подорожали овощи (22%), макароны и крупяные изделия (почти 13%), сахар (10%) и молоко (5%), – поделилась с аудиторией статистическими данными Елена Чернышева.
 
Кому на товарном рынке можно все?
Это только кажется, что испорченная колбаса – лишь выброшенные на ветер деньги да несколько дней на больничной койке. Специалисты давно проследили прямую и косвенную связь между качеством продуктов питания и обеспечением высокого уровня жизни горожан. Каждый батон колбасы, литр молока или ломоть хлеба – это кирпичики, из которых складывается здоровье целой нации. Так что, выставляя на витрину просроченные или поддельные продукты, продавцы подрывают основы продовольственной безопасности государства.
Анализ товарного рынка, который регулярно проводят специалисты некоммерческого партнерства (НП) «Общество товароведов-менеджеров Екатеринбурга» показывает, что продукты, предлагаемые нам большими и маленькими магазинами уральской столицы, зачастую оказываются не только малополезными, но и откровенно вредными. К сожалению, работники торговли, не задумываясь, реализуют товар, угрожающий здоровью, а иногда и жизни, потребителей.
– На потребительском рынке складывается ситуация, в результате которой значительное количество реализуемых продуктов питания не соответствует установленным показателям качества и безопасности. Отмечаются факты введения в заблуждение потребителей посредством указания на упаковке недостоверной информации о товаре, а также продажи фальсифицированных и контрафактных товаров, – рассказала представитель НП «Общество товароведов-менеджеров Екатеринбурга» Юлия Цыбульская.
Эксперт называет целый список причин постоянного появления недоброкачественной продукции на прилавках уральских магазинов. В первую очередь это обусловлено тем, что реализация фальсифицированных и контрафактных товаров – дело столь прибыльное, что навар с лихвой покрывает возможные штрафы. Даже если магазин накажут, он останется в плюсе.
Кроме того, торговые организации прилагают все усилия для того, чтобы закупать товары только по низким ценам, а скоропортящиеся пищевые продукты еще и с удлиненными сроками годности. При этом нередко умалчивается достоверная информация о фактической потребительской ценности и возможных противопоказаниях таких товаров.
«Масла в огонь» подливает ослабление органов государственного контроля, что стало итогом проводимых федеральным центром реформ. Также эксперты жалуются на недостаточность нормативно-правовой базы и государственного регулирования в области предотвращения фальсификации продукции. Да и в имеющихся документах информации, позволяющей правильно идентифицировать товар и вовремя обнаружить его фальсификацию, явно недостаточно. На фоне всего этого нарушители все сильнее ощущают свою безнаказанность.
Не улучшает ситуацию и поведение самих потребителей. К сожалению, мы так и не научились получать необходимую информацию о товарах перед принятием решения об их покупке. Однако самая большая беда нашего продуктового рынка – значительный сегмент потребителей, чье материальное положение не позволяет приобретать товары средней ценовой категории. В магазине такие люди всегда берут самое дешевое, заранее зная, что качество таких продуктов оставляет желать лучшего.
 
Небезопасные продукты
По большому счету, замечания есть ко всем группам продуктов. Но анализ жалоб населения показал, что чаще всего нарекания вызывают мясо, молоко, рыба, консервы, алкоголь и овощи. Причем претензии предъявляют и производителям, и продавцам.
Так, к примеру, в мясе птицы все чаще стали находить куски льда, хотя по нормам количество замороженной жидкости не должно превышать 4%. Увеличилось число фальсифицированных мясных полуфабрикатов. Содержание сои, крахмала и других добавок во многих марках пельменей и колбасы просто зашкаливает. При этом состав, указанный на этикетке, отвечает всем требованиям. Жаль, не соответствует действительности.
По результатам проверок, озвученных заместителем начальника центрального отдела управления Роспотребнадзор в Ленинском и Верх-Исетском районах Виталием Лушевым, нарекания к мясным продуктам были и по физико-химическим показателям: массовая доля влаги, массовая доля жира и массовая доля поваренной соли в некоторых пробах не соответствовали допустимым нормам.
В сливочном масле и молочной продукции с высоким содержанием жира все чаще молочный жир заменяют растительным (для масла это справедливо в 70% случаев, для сыров – в 30%). Кроме того, производители начали применять стабилизаторы и консерванты даже тогда, когда это не предусмотрено технологией. Последний мониторинг потребительского рынка показал, что ценовой диапазон сливочного масла в уральских магазинах – от 20 до 89 рублей за 200-грамовую пачку.
– Можно с уверенностью сказать: если масло стоит от 20 до 40 рублей, натурального в нем мало. По крайней мере, нам не встретились нормальные, по-настоящему сливочные образцы такой стоимости, – пояснила Юлия Цыбульская.
Среди рыбной продукции до сих пор лидирует по жалобам глазированное филе. Хотя, по словам Юлии Цыбульской ситуация начинает исправляться, и постепенно улучшается качество даже продукции из Китая и Вьетнама, рыбное филе, морепродукты и стейки до сих пор ругают за превышение содержания глазури, признаки повторного замораживания, несоблюдение условий хранения (на это указывает дряблая консистенция), признаки порчи и окисление жира.
При последней проверке Роспотребнадзор забраковал 16% проб алкогольной продукции: эти образцы оказались фальсифицированными или не соответствовали нормативным документам.
Растет количество неудовлетворительных проб по овощам. В свекле, огурцах, кабачках и белокочанной капусте при лабораторных исследованиях обнаруживают нитраты, а в картофеле и семечках подсолнечника – кадмий.
До сих пор актуальной остается проблема реализации продукции с истекшими сроками годности. Кроме того, не все магазины готовы предоставлять потребителям полную и достоверную информацию о товарах, стоящих на стеллажах и витринах. Эти сведения были бы полезны не только покупателям, но и некоторым продавцам.
– Ситуация складывается неутешительная: мы с каждым разом находим все больше нарушений, при том, что количество проверок сокращается. Причем нарушения не делятся на характерные для маленьких магазинов и больших торговых сетей – ими грешат все. Так, к примеру, в магазине ИП Гусевой мы обнаружили 5 наименований продуктов с истекшими сроками годности. В ООО «Малаховском» нарушаются технологические условия хранения продукции. Товары из «Ашана» часто продают в неупакованном и нефасованном виде, и это при том, что лабораторные исследования проб по микробиологическим показателям дали весьма неутешительные результаты! Да и информацию о многих товарах в этом магазине не найти. В универсамах «Звездный» продают икру, содержащую консервант Е239, который запретили еще в 2008 году. А реализуемый там березовый сок, выпускается по несуществующему уже два года ГОСТу. Я не знаю, чем можно объяснить эти факты. Видимо приемка товаров в некоторых наших магазинах ведется абсолютно неграмотно, – резюмировал Виталий Лушев.
Профессиональное сообщество старается исправить ситуацию доступным ему способом. В частности НП «Общество товароведов-менеджеров Екатеринбурга» регулярно проводит Дни качества по проблемным вопросам. Прошедший недавно День качества, посвященный рыбной продукции, собрал представителей более 50 торговых предприятий. Не меньше участников ждут и на запланированном на июнь Дне качества молочной продукции.
Кроме того, администрация Екатеринбурга активно сотрудничает с федеральными органами власти для повышения уровня информированности и обмена опытом с другими городами страны. Приобретенные опыт и знания тоже служат на пользу общего дела.
– С другими городами и регионами мы работаем с 1998 года. За это время было проведено более 40 совещаний, посвященных развитию товарного рынка. Это дает нам возможность не только привносить в нашу отрасль самые передовые технологии, но и вырабатывать согласованную позицию по наиболее острым проблемам, а также налаживать межрегиональные связи. Ближайшая подобная поездка намечена на 13–15 апреля. Екатеринбургские предприниматели отправятся в Пермь, чтобы посмотреть, какие процессы сейчас происходят на их рынке, и затем внедрить у нас все то хорошее, что есть в Перми и еще не известно в Екатеринбурге, – рассказывает Елена Чернышева.
 
Сложные взаимоотношения
У производителей продуктов питания свой взгляд на сложившуюся ситуацию. По их мнению, причина столь низкого качества продуктов – в недобросовестной конкуренции и требований, предъявляемых ритейлом. Особенно остро стоит этот вопрос при взаимодействии с крупными сетями, пропагандирующими политику низких цен.
– Требования представителей этих компаний просты: продайте продукт как можно дешевле, а что вы туда кладете – никого не волнует и никому не интересно. А ведь местные производители могут накормить свой регион качественными продуктами, пусть не по бросовым, по средним ценам. Однако торговля закрывает двери перед уральскими производителями и берет московскую, к примеру, продукцию, но в два раза дешевле. Скажем, если мы готовы продавать нормальное масло рублей за 40—50 за 200 грамм, то москвичи отдают такую пачку за 20 рублей. И в эту цену уже включены транспортные расходы! Из чего же сделано это дешевое «масло» на самом деле? – озадачила аудиторию руководитель ООО ТПК «Маслодел» Эльвира Родькина.
Другие производители Эльвиру Родькину активно поддержали, призывая представителей магазинов пересмотреть существующую политику. Успокоить уральских предпринимателей попыталась начальник отдела за экономической концентрацией информационно-аналитического обеспечения и взаимодействия с органами власти Федеральной антимонопольной службы Екатерина Воробьева. Она напомнила, что эти разногласия легко решить, если просто соблюдать российское законодательство. Так, статья 13 Закона о торговле как раз разграничивает взаимоотношения торговых сетей и поставщиков, осуществляющих соответственно розничную продажу и поставки продовольственных товаров. Она запрещает и тем, и другим создавать дискриминационные условия, навязывать контрагенту определенный перечень невыгодных для него условий и осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.
Тем не менее, представителю ФАС пришлось признать: пока закон не гарантирует ущемленной стороне полной защиты.
На сегодняшний день трудность исполнения Закона о торговле состоит в том, что, несмотря на имеющиеся со стороны торговых сетей факты ущемления, навязывания, создания условий, противоречащих действующему законодательству, у поставщиков присутствует нежелание, своего рода боязнь обращаться в антимонопольный орган письменно с жалобами на действия торговых сетей, поскольку, по их мнению, это может привести в итоге к окончательному недопуску на рынок, то есть в торговые сети, которые реализуют поставленный товар, – констатировала Екатерина Воробьева.
С другой стороны, присутствующие на совещании представители торговли были настроены на откровенный диалог о наболевшем и с властями, и с производителями. Судя по всему, они и сами устали от постоянного недовольства потребителей, а значит, готовы работать над улучшением качества обслуживания и реализуемой продукции.
 
«МК-Урал», 12.04.2011
Мария Медведева