"ФАС предлагает" (интервью с Мариной Пушкарёвой) РСП Эксперт № 5/2011, май 2011

ФАС предлагает

В последнее время грузоотправители не могут получить от субъекта естественной монополии – ОАО «РЖД» гарантированную законодательством комплексную транспортную услугу, которая включает в себя не только предоставление подвижного состава по тарифам, регулируемым государством, но и собственно перевозку груза. Об аспектах этой проблемы и путях ее решения рассказала заместитель руководителя Свердловского УФАС России Марина ПУШКАРЕВА
 
– Марина Валентиновна, к чему ведет реформирование в сфере железнодорожного транспорта?
 
– Основным инструментом реализации реформы является создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок. Имеется в виду, что за счет предложений нескольких операторов и возможности выбора для грузоотправителя по соотношению цена/качество будет достигнуто как улучшение качества перевозок, так и снижение совокупных затрат на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования.
 
– Есть ли выбор у грузоотправителей?
 
– Да, в сегодняшних условиях у грузоотправителей выбор есть. Грузоотправитель может заказать у ОАО «РЖД» перевозку в так называемых «вагонах перевозчика» (привлекаемых на договорной основе вагонах других операторов через посредничество «РЖД»), т. е. заказать комплексную транспортную услугу, включающую в себя как предоставление перевозчиком подвижного состава, так и собственно перевозку груза в пункт назначения. В этом случае транспортные расходы грузовладельца будут равны стоимости провозного тарифа, регулируемого государством и состоящего из суммы двух составляющих – инфраструктурной (тариф «И») и вагонной (тариф «В»).
 
Второй вариант – заказать у ОАО «РЖД» перевозку в подвижном составе операторских компаний, как входящих в холдинговую структуру ОАО «РЖД», так и не входящих (независимых), и осуществляющих хозяйственную деятельность по оперированию подвижным составом, принадлежащем им на праве собственности и (или) ином законном праве. В этом случае транспортные расходы грузовладельца зависят от ставки операторской компании, выставляемой грузовладельцу за одну тонну груза, и состоящей из трех слагаемых (тариф груженого рейса, перечисляемый в «РЖД» тариф порожнего рейса за подсыл вагона на станцию погрузки, также перечисляемый в «РЖД» стоимость услуги за предоставление вагона, остающаяся у оператора).
 
Грузоотправитель может также заказать у ОАО «РЖД» перевозку в подвижном составе, владение которым осуществляет сам грузовладелец на праве собственности и (или) ином законном праве. В этом случае транспортные расходы грузовладельца складываются из стоимости тарифа за груженый рейс вагона и порожний пробег при его возврате.
 
В двух последних случаях тариф за использование инфраструктуры при груженом и порожнем рейсах вагона регулируется государством.
 
– В чьих вагонах грузовладельцу будет выгоднее перевозить груз – в вагоне оператора или перевозчика?
– Необходимо учитывать, что перевозка груза в вагонах операторов обойдется грузовладельцу дешевле, чем в вагоне перевозчика только при одновременном исполнении двух условий. Первое – порожний пробег вагона оператора при подаче вагона под погрузку и порожний пробег после выгрузки в сумме составят менее 60% от пробега груженого рейса этого вагона. Второе – цена услуги оператора по предоставлению вагона грузовладельцу не превысит величину тарифа «В», установленную «Прейскурантом №10-01» для аналогичной перевозки в вагоне перевозчика. В то же время для некоторых родов специализированных вагонов, а так же по ряду направлений перевозок в универсальных вагонах обеспечить полную или частичную обратную загрузку вагона оператора в местах выгрузки не представляется возможным ввиду отсутствия груза.
Особенно остро указанная ситуация проявляется в направлениях перевозок в страны СНГ и транзита через страны СНГ, а также грузов первого тарифного класса. Операторы подвижного состава либо отказываются предоставлять подвижной состав для организации перевозок в направлении некоторых стран СНГ, либо предлагают ставку за перевозку в размере, превышающем установленный «Прейскурантом №10-01» на 20–80% и более.
 
– Каким образом ФАС России может повлиять на рост стоимости транспортных расходов грузовладельцев?
 
– В целях устранения нарушений законных прав и интересов пользователей услуг железнодорожного транспорта ФАС России выдало группе лиц ОАО «РЖД» и его дочерних компаний – ОАО «ПГК», ОАО «ВГК» и др., — предписание, содержащее требования (поведенческие условия) об обеспечении выполнения ими действующих норм статьи 11 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
 
В нормативные правовые акты и программные документы, в соответствии с которыми проводится реформирование железнодорожного транспорта, необходимо внести положение о создании саморегулируемой специализированной организации – координатора рынка услуг в сфере железнодорожного транспорта. Такая саморегулируемая организация могла бы формироваться на многопалатной основе, с наблюдательным советом, включающим представителей федеральных органов государственной власти. Следует также определить сферы ее компетенции, правовой статус, функции и источники финансирования. Создание СРО обеспечит возможность добиваться более согласованного и справедливого ценообразования на товарных рынках в сфере железнодорожного транспорта, в том числе в сегменте предоставления состава под перевозку грузов.
 
Необходимо также принять решение об организации и создании специализированного информационно-торгового центра («биржи вагонов»), позволяющего сбалансировать спрос на услуги и их предложение по предоставлению под перевозку вагонов любой принадлежности. Обязательным условием станет размещение на этой площадке предложений всех собственников вагонов и заявок грузоотправителей, в том числе на осуществление перевозок грузов в вагоне перевозчика.
 
– Что изменится в сфере железнодорожных перевозок с появлением биржи вагонов?
 
– Создание специализированного информационно-торгового центра (биржи) железнодорожных вагонов будет способствовать формированию более эффективной логистики железнодорожных перевозок путем получения оперативной информации о наличии и возможности обмена вагонами в конкретный момент времени и в конкретном месте. Использование современных технических средств, компьютерных технологий, а также действующее законодательство позволяют сформировать единую доступную и эффективную площадку профессиональных участников рынка перевозок и грузовладельцев для совершения фьючерсных и спотовых сделок. Это может и должно привести к формированию интегрированной системы организации планирования и управления движением, распределения грузов и вагонов, в том числе к сокращению порожнего пробега.
 
РСП Эксперт № 5 /2011