Реформировать, а не строить заново, "Областная газета", 27.09.2011

РЕФОРМИРОВАТЬ, А НЕ СТРОИТЬ ЗАНОВО

Вынесенный недавно на всеобщее обсуждение проект Федерального закона «О федеральной контрактной системе» не оставил равнодушными как чиновников, так и представителей общественных организаций, завщищающих интересы бизнеса.
Голоса раздаются как в его поддержку, так и за то, чтобы не ломать, а реформировать существующую систему госзакупок. На днях слушания на эту тему были организованы Общественной палатой Свердловской области.
Не секрет, что госзакупки в нашей стране уже давно стали источником обогащения вороватых чиновников и примазавшихся к ним представителей бизнеса. Через различные коррупционные схемы из бюджета исчезают триллионы рублей. В ноябре прошлого года президент Дмитрий Медведев раскритиковал действующую систему госзаказа и потребовал от правительства кардинально её пересмотреть. Напомним, что с лета 2005 года в стране действует Федеральный закон № 94, регулирующий отношения в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. За это время он не раз подвергался правке, но ещё больше — критике. Многие считают, что нынешний закон о госзакупках исчерпал свой антикоррупционный потенциал. И вот недавно Министерство экономического развития обнародовало законопроект «О федеральной контрактной системе», призванный заменить собой действующий 94-й закон. Прежде, чем отправить в Госдуму, законопроект вынесли на всеобщее обсуждение, где он сам стал объектом критики.
— Говорить, что нынешняя законотворческая инициатива является чиновничьим зудом нельзя, потому что существующий закон, если и работает, то не в полную силу, — сказал на открытии слушаний председатель комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Общественной палаты Свердловской области Владимир Винницкий.
Чем плох нынешний закон о госзакупках? За шесть лет его существования 48 процентов проведённых конкурсов были отменены, в каждом четвёртом из состоявшихся конкурсов услуги или поставки срывались, производились с нарушениями. Но основной недостаток 94-го, как было не раз сказано, заключается в том, что он определяет победителем конкурса того, кто предложил самую низкую цену. В результате очень часто государственные контракты достаются фирмам-однодневкам, которые их не выполняют, а деньги присваивают.
Минэкономразвития предложил в своём законопроекте на этот случай прогнозирование государственных нужд, антидемпинговые меры, а также широкое вовлечение общественности за процессом госзакупок. Персональную ответственность чиновников призван укрепить предложенный ведомством новый институт исполнителей госзакупок — контрактных офицеров.
Всё это плюс, но в целом законопроект о федеральной контрактной системе показался участникам слушаний очень сырым.
— Он неработоспособен в том виде, в каком мы его видим. В нём масса отсылочных норм, чтобы он заработал, нужно принять более трёх десятков подзаконных актов. Также данный законопроект даёт дополнительные возможности для коррупции, оставляя на усмотрение устроителей конкурса массу организационных моментов, — выразил своё мнение Владимир Винницкий.
Критично отнёсся к законопроекту и президент некоммерческого партнёрства «Мебельщики Урала» Семён Новомейский. Он вообще предложил всё полезное, что есть в нём, внести поправками в действующий 94-й закон. Схожая позиция была высказана представителем антимонопольного ведомства. Что и не удивительно, ведь ФАС, как известно, отстаивает своё видение этой реформы, где предпочтение отдаётся улучшению уже существующего законодательства.
Заместитель руководителя Свердловского управления Федеральной антимонопольной службы Марина Пушкарёва указала также на то, что предлагаемая система контрактных офицеров приведёт к значительному росту чиновничьего аппарата, прежде всего в муниципалитетах.
— Принимать сейчас новый закон о госзакупках просто ни к чему. Проще в работающий закон внести изменения.
Были примеры, когда мы вот так же всё ломали и получали неработающую систему. Лучше идти по пути совершенствования законодательства, — высказала свою позицию старший помощник прокурора Свердловской области Наталья Федоровская.
Она привела следующие данные: за шесть месяцев этого года областной прокуратурой установлено 569 нарушений в сфере госзакупок, по ним выписано 143 представления, 37 должностных лиц привлечены к административной ответственности, возбуждено семь уголовных дел. Реформировать, а не ломать и строить заново всю систему государственных закупок, — за это высказались все участники слушаний, посвящённых обсуждению законопроекта «О федеральной контрактной системе».
Областная газета № 355, 27 сентября 2011 год
Рудольф ГРАШИН