Авиабилеты подешевеют на треть

В завышении цен на авиаперевозки виноваты излишняя зарегулированность отрасли и низкая конкуренция, уверены в Федеральной антимонопольной службе. Тарифы малых и средних аэропортов в 2-4 раза выше, чем у крупных, считают в ведомстве: требования к ним стоит смягчить, чтобы дать возможность превратиться в эффективные бизнес-единицы. Кроме того, ФАС ведет переговоры с коллегами по Таможенному союзу о взаимном допуске на рынок авиаперевозок. Приход каждого нового перевозчика на направление может сократить тарифы минимум на 30%, поделился позицией российской стороны замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

Первоочередные меры, направленные на развитие авиаперевозок, должны быть приняты в сегменте междугородних перелетов, считают в Федеральной антимонопольной службе. Среди всех видов транспорта самым перспективным там, не без оснований, считают авиацию.

Тарифы на услуги малых и средних аэропортов в 2-4 раза выше, чем в крупных, при разном наборе услуг и уровне качества. "В нашем понимании дифференциация может быть, она может отличаться на проценты, на десятки процентов, но не в разы - это означает, что нужно кардинально менять систему тарифообразования и тарифы должны устанавливаться не по отдельным услугам, а должны касаться аэропорта в целом", - обозначает позицию своего ведомства Голомолзин.

Причина такой "накрутки", по мнению правительственных экспертов, в слишком высоких административных требованиях. В частности по проектированию, по модернизации, по безопасности - они практически такие же, как для крупных аэропортов. Хотя, в мировой практике ситуация совсем иная, отмечают в ФАС. Федеральный чиновник удивляется:


"Зачем в малом аэропорту делать бетонный забор по периметру, зачем держать такое количество персонала?".


Так же, среди первоочередных мер Голомолзин отметил необходимость поставки на внутренний рынок большего количества судов малой вместимости, поддержку проектов региональной авиации, развитие "низкостоимостных" и бизнес-перевозчиков.

Второе многообещающее направление работы ФАС в области авиаперевозок - взаимодействие с Евразийской экономической комиссией для усиление конкуренции внутри Таможенного союза.


"Белорусские и казахские авиакомпании смогут летать по маршрутам России, а российские, соответственно, в этих странах", - заявил Голомолзин.


Будут ли это полеты исключительно внутри стран-членов союза, или же изменения коснутся и международных маршрутов - вопрос переговоров, уточняет он.


"Говоря о дальнем зарубежье, мы сейчас настаиваем на том, чтобы на всех маршрутах присутствовали обязательно конкурирующие компании. Идут дискуссии на эту тему, будет корректироваться порядок предоставления доступа, где в качестве обязательного требования будет развитие конкуренции. Скажем, аффилированные компании не должны приходить на один и тот же маршрут, обязательно должны быть независимые участники рынка и максимальная конкуренция. Приход каждой новой авиакомпании снижает тарифы на 30% и более", - рассказывает замглавы ФАС.


"В нашем понимании в этом направлении нужно двигаться как можно быстрее", - говорит представитель ФАС. Но пока вопрос только начинает обсуждаться и никто не утверждает, что "завтра мы полетим". Ощутимого усиления конкуренции между авиакомпаниями вряд ли стоит ждать раньше 2014 года.