Фальсификация продукции как недобросовестная конкуренция

Учитывая особую социальную важность проблемы, связанной с фальсификацией продукции, Свердловское УФАС России сообщает, что рассматривает заявления и материалы, свидетельствующие о признаках недобросовестной конкуренции на продовольственных рынках Свердловской области, в частности, указывающие на действия производителей, связанных с фальсификацией продукции.

По итогам рассмотрения подобных заявлений Управление выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предупреждения о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случае неисполнения которых возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Однако, для возможности рассмотрения заявления по существу, антимонопольному органу требуются доказательства влияния обжалуемых действий на конкуренцию, что предполагает представление в антимонопольный орган информации не только в отношении предполагаемого нарушителя, но и в отношении какого-либо хозяйствующего субъекта – конкурента нарушителя, который воздерживается от подобного нарушения, в связи с чем, несет убытки.

Согласно п.1 ч.1 ст.1 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции.

Согласно  п.7 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция -  соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Товарный рынок  - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст.4 Закона о защите конкуренции).

Товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п.1 ст.4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с п.3 ст.4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемые товары -  товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Недобросовестная конкуренция -  любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст.4 Закона  о защите конкуренции).

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности следует понимать их способность улучшить положение конкурирующего хозяйствующего субъекта на рынке, в том числе привлечь к своим товарам (работам, услугам) потребительский спрос и увеличить размер получаемой прибыли по отношению к размеру прибыли, которая могла быть получена им в случае добросовестного поведения на товарном рынке.

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п.5 ст.4  Закона  о защите конкуренции).

Для признания действий какого-либо субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1. Наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), а также наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке.

2. При наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые:

- противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом;

- причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности следует понимать их способность улучшить положение конкурирующего хозяйствующего субъекта на рынке, в том числе привлечь к своим товарам (работам, услугам) потребительский спрос и увеличить размер получаемой прибыли по отношению к размеру прибыли, которая могла быть получена им в случае добросовестного поведения на товарном рынке.

Таким образом, из вышеприведенного определения понятия «товарный рынок» следует, что деятельность хозяйствующих субъектов по продвижению своих товаров (услуг) предполагает обязательное участие потребителя (приобретателя) услуг  в такой деятельности.

Конкуренция предполагает соперничество конкурентов за потребителя. Недобросовестной конкуренцией являются недобросовестные действия конкурентов в борьбе за потребителя с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, связанных с перераспределением спроса потребителей (ухода потребителей от одного хозяйствующего субъекта - конкурента к другому хозяйствующему субъекту - конкуренту).

Не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении, качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей (п.1 ст.14.2 Закона о защите конкуренции).

ФАС Росси в письме от 22.08.2018 №АД/66643/18 «По вопросу о разграничении применения статей 14.2 и 14.6 Закона о защите конкуренции разъяснила, что при разграничении сфер применения статей 14.2 и 14.6 Закона о защите конкуренции необходимо учитывать, что целью акта недобросовестной конкуренции в форме смешения является реализация своего товара под видом товара конкурента, в то время как введение в заблуждение направлено на формирование у потребителя ложного впечатления об отдельных характеристиках товара с целью повлиять на его решение приобрести товар.

Согласно ч.1 ст.44 Закона о защите конкуренции заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (далее - документы). В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены (ч.2 ст.44 Закона о защите конкуренции).

В случае наличия у заявителя протоколов лабораторных испытаний, свидетельствующих о фактах фальсификации продукции производителями Свердловской области, данные материалы могут быть направлены в Свердловское УФАС России для их анализа на предмет соответствия требованиям Закона о защите конкуренции, при этом, для возможности их рассмотрения по существу необходима также следующая информация:

  1. сведения о хозяйствующих субъектах-конкурентах (ИНН, ОГРНИП, адрес местонахождения, адрес осуществления деятельности, контакты), которые добросовестно конкурировали с нарушителем на территории Свердловской области в одно и то же время, то есть не допускали производства и реализации фальсифицированной пищевой продукции (с приложением подтверждающих доказательств), которым в результате недобросовестной конкуренции мог быть причинен ущерб;
  2. документы, подтверждающие наличие конкурентных отношений между и хозяйствующими субъектами, которые будут указаны по п.1, то естьфактическое осуществление деятельности на одном и том же товарном рынке в пределах одних и тех же географических границ (одновременное присутствие продукции в одной и той же торговой организации в одно и то же время (фото полок, чеки), копии заключенных договоров, совместное участие в торгах, иное);
  3. сведения о товарном рынке (наименование рынка оказываемых услуг), на котором каждый из указанных в п.1 настоящего запроса хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность;
  4. копии этикеток продукции;
  5. сведения о том, является ли продукция, поставленнаявзаимозаменяемым товаром с продукцией добросовестных конкурентов;
  6. копии документов, подтверждающих, что продукция нарушителя являлась фальсифицированной (копии лабораторных испытаний, заключений, актов, иное);
  7. копии документов, подтверждающих, что продукция добросовестных производителей, взятая на анализ одновременно с продукцией нарушителя в одном и том же месте в одно и то же время,фальсифицированной не является (копии лабораторных испытаний, заключений, актов, иное);
  8. копии документов, подтверждающих, что заказчики были введены в заблуждение в отношении качества поставленной продукции;
  9. информацию о том, отсутствие необходимой информации либо наличие недостоверной информации о продукции ввело потребителя в заблуждение (указать содержание такой информации);
  10. сведения о том, какие преимущества приобрел в результате совершения обжалуемых действий;
  11. сведения об убытках, причиненных добросовестным конкурентам обжалуемыми действиями (с приложением подтверждающих материалов).

В случае предоставления вышеуказанной информации Свердловское УФАС России будет иметь возможность для рассмотрения сообщений о фактах фальсификации продукции в рамках Закона о защите конкуренции.