• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Злоупотребление доминирующим положением владельцем железнодорожного пути необщего пользования

Решением Свердловского УФАС России признан факт нарушения владельцем железнодорожного пути необщего пользования в лице АО «Желдорреммаш» п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном уклонении от заключения договора на оказание услуг пользования железнодорожного пути необщего пользования с ОАО «Уралпромжелдортранс» после истечения срока действия договора и в последующем невыполнении предупреждения Свердловского УФАС России.

Учитывая истечение 31.12.2017 срока действующего договора, а также намерения ОАО «Уралпромжелдортранс» продолжать использовать участок железнодорожного пути в 2018 году в силу действия договора с ОАО «РЖД» по 30.11.2018,  ОАО «Уралпромжелдортранс» 11.10.2017 направило в адрес АО «Желдорреммаш» проект  договора  на  предоставление  услуг  по  пользованию  участком железнодорожного пути необщего пользования АО «Желдорреммаш» на новый срок (с 01.01.2018 по 31.12.2018), который последним был получен. Вместе с тем, в адрес ОАО «Уралпромжелдортранс» на 27.12.2017 сведения об акцептовании оферты либо протокол разногласий от АО «Желдорреммаш» не поступали.

Для заключения договора оказания услуг по пользованию подъездными железнодорожными путями и по пропуску вагонов по подъездному железнодорожному пути АО «Желдорреммаш» требуется лишь наличие примыкания путей ОАО «Уралпромжелдортранс» к путям АО «Желдорреммаш», что АО «Желдорреммаш» не отрицается.

Факт отсутствия технической возможности пропуска вагонов ОАО «Уралпромжелдортранс» по подъездным путям основного ветвевладельца АО «Желдорреммаш» не подтвержден.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30, заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом.

Для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные ст. 10 Закона о защите конкуренции.

На основании проведенного в соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции и Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв.  приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220) анализа установлено, что в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 АО «Желдорреммаш» являлось единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность оказывать услуги на данном рынке. То есть на рынке услуг пользования железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Аппаратная в г. Екатеринбурге через стрелку № 19, в географических границах   данного железнодорожного пути АО «Желдорреммаш» занимает доминирующее положение.

Таким образом, на АО «Желдорреммаш» распространяются ограничения, установленные ст. 10 Закона о защите конкуренции, относительно запрета злоупотребления доминирующим положением.

В абз. 2 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 указано, что, исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст.ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Обязательность заключения договора обеспечивает право контрагента на получение груза в свой адрес через железнодорожный путь необщего пользования, находящийся в собственности иного лица. То есть заключение такого договора является обязательным, когда контрагент имеет возможность использовать по назначению принадлежащее ему имущество только через железнодорожный путь необщего пользования, находящийся в собственности иного лица.

ОАО «Уралпромжелдортранс» указывает, что уклонение АО «Желдорреммаш» от продления срока действия договора на пропуск вагонов приведет к невозможности получения грузов его контрагентами.

Не согласившись с решением Свердловского УФАС России, АО «Желдорреммаш» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области (дело № А60-54827/2018), который своим решением, оставленным без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, подтвердил наличие в действиях (бездействии) АО «Желдорреммаш» нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, указав на отсутствие оснований для признания решения антимонопольного органа недействительным.