Недобросовестная реклама курсов подготовки к ЕГЭ
Свердловским УФАС России на основании сведений, содержащихся в заявлении физического лица, возбуждено дело № 52 по признакам нарушения законодательства о рекламе.
На сайте www.e1.ru размещены статьи с пометкой «на правах рекламы» 03.09.2018 под заголовком «Среди курсов подготовки к ЕГЭ в Екатеринбурге развернулась настоящая борьба за экспертов» (https://www.e1.ru/news/spool/news_id-65334941.html), и 27.08.2018 под заголовком «Региональный портал курсов подготовки к ЕГЭ выпустил актуальный обзор к новому учебному году» (https://www.e1.ru/news/spool/news_id-65307251.html), несущие в себе информацию рекламного характера о рейтинге курсов подготовки к ЕГЭ от портала «Рейтинг курсов подготовки к ЕГЭ» на сайте http://rating-ege.ru/ekb.
Указанная статья размещена на основании договора оказания услуг по производству и размещению рекламно-информационного материала на Интернет-сайте, согласно приложению № 1 которого Исполнитель оказывает Заказчику услуги по размещению следующих рекламно-информационных материалов:
- 27.08.2018: Размещение анонса на обложке E1.RU, Размещение новости в рубрике Город по ссылке: https://www.e1.ru/news/spool/section_id-105.html;
- 03.09.2018 Размещение анонса на обложке E1.RU, Размещение новости в рубрике Город по ссылке: https://www.e1.ru/news/spool/section_id-105.html;
- 10.09.2018 Размещение анонса на обложке E1.RU, Размещение новости в рубрике Город по ссылке: https://www.e1.ru/news/spool/section_id-105.html;
- 17.09.2018 Размещение анонса на обложке E1.RU, Размещение новости в рубрике Город по ссылке: https://www.e1.ru/news/spool/section_id-105.html;
- 24.09.2018 Размещение анонса на обложке E1.RU, Размещение новости в рубрике Весна/Лето/Осень/Зима по ссылке: https://www.e1.ru/news/spool/section_id-124.html.
В указанных рекламных статьях, размещенных на сайте https://www.e1.ru/ имеется активная гиперссылка сервис «Региональный рейтинговый портал курсов подготовки к ЕГЭ», которая ведет на сайт http://rating-ege.ru/ekb.
Далее в виде вкладок размещены «тренды», в первой вкладке «Тренд № 1», которая доступна на главной странице сайта http://rating-ege.ru/, без перехода по разделам, представлена информация в позитивной манере, описывающая лидера рейтинга.
Во второй вкладке «Тренд № 2» представлена информация с использованием положительных примеров курсов, проводимых юридическим лицом, единственным учредителем которого является физическое лицо, зарегистрированное в качестве ИП, занявшего 1 место рейтинга.
В третьей вкладке «Тренд № 3» представлена информация о курсах с выделением недостатков о расположении и преподающих специалистах.
В четвертой вкладке «Тренд № 4» представлены курсы с заголовком «Франшизы с дешёвой кадровой политикой атакуют город».
Далее, в пятой вкладке «Тренд № 5» указана информация о включении в рейтинг и о выбытии из него тех или иных курсов.
«Тренд № 6», размещенный в шестой вкладке под заголовком «Сомнительная возня вокруг статуса «Эксперт ЕГЭ» указано – какие курсы используют формулировку «Эксперт ЕГЭ» и что в рассматриваемом рейтинге данным курсам ставится «черная метка».
В седьмой вкладке «Тренд № 7» под заголовком «Тревожные тенденции на екатеринбургском рынке подготовки к ЕГЭ» указано на некоторые «московские курсы», обучающие «списыванию», «жульничеству», «нарушению закона».
В восьмой вкладке «Инсайд № 1» под заголовком «Как одна московская франшиза пытается решить проблему низкого уровня своих преподавателей-студентов» представлена информация о том, что один из представителей курсов обратился к определенным лицам с просьбой о повышении подготовки преподавателей данных курсов.
В девятой вкладке «Инсайд № 2» указано, что составителям рассматриваемого рейтинга на электронную почту поступило письмо с предложением размещения положительных отзывов на платной основе.
Таким образом, данная информация в совокупности с рекламными статьями на сайте www.e1.ru, размещенными по адресу: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-65334941.html и https://www.e1.ru/news/spool/news_id-65307251.html, является рекламой рейтингуемых услуг, размещенной на сайте http://rating-ege.ru, переход на который осуществляется по активной гиперссылке «сервис «Региональный рейтинговый портал курсов подготовки к ЕГЭ», размещенной в статье, особенно выделяя участников, не осуществляющих образовательную деятельность.
Следовательно, поскольку указанная информация, размещена в сети Интернет, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования (Рейтинг курсов подготовки к ЕГЭ г. Екатеринбурга, размещенный на сайте http://rating-ege.ru), она является рекламной.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.
При сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.
Вместе с тем, на сайте http://rating-ege.ru/ekb размещен рейтинг курсов подготовки к ЕГЭ, осуществляющихся различными хозяйствующими субъектами, отличающимися формой деятельности – образовательная и консультационная.
Сравнение услуг хозяйствующих субъектов, осуществляющих образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, с услугами хозяйствующих субъектов, осуществляющих иную деятельность, некорректно.
Сравнение в рассматриваемом рейтинге проводилось по следующим параметрам:
1) Макро-критерий №1 «Качество преподавательского состава»: «оценка проводилась в зависимости от того, какой % занимают в педколлективах курсов указанные учителя (из школ ТОП-25 федерального рейтинга (max15), эксперты ЕГЭ (max15), имеющие соответствующий педагогический стаж (max10) и профессиональное признание(max10)»;
2) Макро-критерий №2 «Объем и продолжительность подготовки»: «оценка проводилась в зависимости от того, насколько в процентном соотношении они приблизились к показателям оптимальной длительности курса всего (max10), каждого занятия (max6), оптимальному распределению подготовки в течение недели (max4) и окончанию вплоть к дате ЕГЭ» (max10);
3) Макро-критерий №3 «Стоимость и возврат денег»: оценка проводилась по стоимости обучения (max7), возможности получить налоговый вычет (max1) и вернуть остаток средств (max2);
4) Макро-критерий №4 «Транспортная доступность»: оценка проводилась в зависимости от расположения в выделенных округах: Первый круг (max10): в радиусе 250 м. от пл. 1905 г.; Второй круг (max8): в радиусе 250-500 м. от п. 1905 г.; Третий круг (max6): в радиусе 500-1000 м. от пл. 1905 г.; Четвертый круг (max1-5): далее 1000 м. от пл. 1905 г.
Данные параметры являются некорректными для сравнения услуг хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по подготовке к единому государственному экзамену, поскольку являются субъективными. Используемые параметры не подтверждены какими-либо проведенными исследованиями.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.
Оценка качества образования включает в себя как оценку качества подготовки обучающихся, так и оценку качества условий осуществления образовательной деятельности.
При этом, показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности, утверждены Приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547.
Таким образом, рассматриваемая реклама является недобросовестной, поскольку содержит некорректные сравнения разнородных услуг в рамках образовательной деятельности и иной деятельности, особенно привлекая внимание к последним.