Отказаться от рекламных смс-сообщений с номеров, входящих в российскую систему и план нумерации, просто!

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)).

Полученное короткое текстовое сообщение (смс), несмотря не его рекламное содержание, может и не быть рекламой, исходя из способа его передачи, то есть, когда отсутствуют признаки  рассылки.

В соответствии с п. 22.1 ст. 2 и ст. 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее  – Закон о связи), рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи – автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

Согласно письму Минкомсвязи РФ от 29.09.2014 № ДА-П12-17623, автоматической рассылкой является отправка разным адресатам сообщений одинакового содержания. То есть рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи является массовая отправка одинаковых коротких текстовых сообщений с целью распространения какой-либо информации. Таким образом, к рассылкам по сети подвижной радиотелефонной связи не может быть отнесена передача абонентам индивидуальных сообщений, содержащих цифровые, буквенные или буквенно-цифровые сочетания, а также иные адресные сообщения, содержащие различную информацию. Сообщения, рассылаемые с номеров, входящих в российскую систему и план нумерации или предусмотренную договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи и не являющиеся автоматическими, не подпадают под понятие рассылки.

Согласно Приказу Минкомсвязи России от 25.04.2017 №205 «Об утверждении и введении в действие российской системы и плана нумерации» (далее – Приказ №205) российская система нумерации устанавливает требования к структуре цифровых, буквенных, символьных обозначений или комбинациям таких обозначений, в том числе к кодам, предназначенным для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) ее узловых или оконечных элементов, а также требования к использованию таких обозначений в сочетании с индикаторами, позволяющими осуществить выбор различных форматов номера, операторов связи или услуг связи.

Согласно п.4 Раздела II Приказа  №205 для идентификации оконечных элементов телефонных сетей связи используются комбинации цифровых обозначений:

код страны (Кс) состоит из комбинации от одной до трех цифр (Российская Федерация, Кс = 7);

коды зоны нумерации: ABC - для географически определяемой зоны нумерации, DEF - для географически не определяемой зоны нумерации, состоят из комбинации трех цифр.

Зоновый телефонный номер (x1x2x3x4x5x6x7) - 7 цифр.

Местный телефонный номер может включать от трех до семи или десять цифр и совпадать по значности с зоновым, национальным (значащим) телефонным номером или быть более коротким.

Таким образом, абонентский номер, входящий в российскую систему нумерации состоит из 11 цифр: 1 (код страны) + 3 (код зоны нумерации) + 7 (зоновый телефонный номер).

Поступление смс с таких номеров при отсутствии массовости их отправки не будет являться рассылкой, и, соответственно, рекламой, поскольку она передается операторами сотовой связи не в рамках договора с заказчиком рассылки по осуществлению рассылки, а в рамках договора с конкретным абонентом об оказании услуг связи.

Следовательно, антимонопольным органом не может быть возбуждено дело, так как отсутствуют признаки нарушения Закона о рекламе.

В связи с увеличением числа заявлений абонентов на поступление с федеральных номеров SMS, на получение которых отсутствует согласие абонента, Свердловское УФАС России для скорейшего избавления от нежелательной смс-рекламы и достижения целей, ради которых абонент обращается в антимонопольный орган, информирует Вас о том, что большинство операторов предоставляют услугу отказа от получения рекламно-информационных SMS с федеральных номеров, рассылаемых автоматическим способом.

Для отказа от получения рекламно-информационных SMS абоненту необходимо обратиться с заявлением к Оператору связи, которому принадлежит номер, на который поступило SMS.

В качестве примера ниже приведен порядок действий абонентов оператора ПАО «МТС».

Чтобы запретить получение рекламно-информационных SMS, поступающих с DEF-номеров, Вам нужно лично прийти в салон-магазин МТС и написать заявление.

В заявлении в обязательном порядке необходимо указать номер, с которого поступают SMS, а также сам текст полученного сообщения.

Обработка заявления производится сотрудником МТС в течение пяти рабочих дней.

Для реализации функционала отписки от получения рекламно-информационных SMS, поступающих с DEF-номеров, абоненту, подавшему заявление, одновременно подключается три услуги: «Запрет приема SMS-рассылок с DEF номеров», «Черный список» и «SMS Pro». Плата за подключение и ежемесячное использование услуги «Запрет приема SMS-рассылок с DEF номеров» не взимается.

Услуга «Запрет приема SMS-рассылок с DEF номеров» предоставляет 100% скидку на абонентскую плату услуг «Черный список» и «SMS Pro». В случае отключения услуги «Запрет приема SMS-рассылок с DEF номеров» абонентская плата за услуги «Черный список» и «SMS Pro» начинает списываться согласно тарифу, установленному в МР приписки абонента.

Функционал доступен абонентам всех тарифных планов.

Отказ абонента указать в заявлении текст сообщения является основанием для отказа активации функционала бесплатной отписки от SMS в рамках данного заявления.

Блокировать входящие MMS в рамках данного функционала невозможно

Если у абонента ранее уже была подключена услуга «SMS Pro», второй раз, одновременно с добавлением услуги «Запрет приема SMS-рассылок с DEF номеров», она не добавляется.

При смене абонентского номера запреты на получение SMS не сохраняются.

При смене владельца абонентского номера запреты на получение SMS, установленные предыдущим владельцем в рамках данного заявления, сохраняются. Новый владелец номера имеет право самостоятельно удалить установленные ранее запреты либо в Личном кабинете, либо написав заявление, обратившись в салон-магазин.

Подробная информация о вышеуказанных услугах публично размещена на интернет-сайте Компании в разделе Частным клиентам / Мобильная связь / Обмен сообщениями / SMS / Управление входящими SMS.