• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анализ состояния конкуренции на рынке розничной торговли автомобильными бензинами и дизельным топливом в Свердловской области в 2018 году

Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области во исполнение приказа ФАС России о проведении анализа состояния конкуренции на товарных рынках в 2019-2020 годах провело исследование рынков розничной торговли автомобильными бензинами и дизельным топливом в Свердловской области в 2018 году.

По результатам проведенного исследования Управлением установлены доли хозяйствующих субъектов на указанных рынках в границах муниципальных образований Свердловской области с буферной зоной от 10 до 50 км.

Крупнейшими продавцами на рассмотренных товарных рынках являются следующие хозяйствующие субъекты: АО «Газпромнефть – Центр», ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», ООО «Башнефть-Розница», которые во многих муниципальных образованиях Свердловской области занимают доминирующее положение как самостоятельно, так и коллективно (ч. 1 и ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - далее «Закон о защите конкуренции»).

Рынки розничной торговли автомобильными бензинами и дизельным топливом в Свердловской области в 2018 году относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации, что означает, что конкуренция на указанных рынках не развита.

Из информации, поступившей в Управление от хозяйствующих субъектов, выделены следующие основные барьеры входа на названные рынки:

1) сложность процедуры получения земельного участка под строительство АЗС, оформление соответствующих документов и разрешений;

2) потребность в больших инвестициях на первых этапах бизнеса, высокие затраты на капитальное строительство при длительных сроках окупаемости этих вложений;

3) значительные издержки для выхода с рынков, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

4) высокие цены на нефтепродукты в мелкооптовом звене, которые влекут за собой уменьшение числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов на территории Свердловской области;

5) наличие сложившихся вертикально-интегрированных нефтяных компаний на рынках.

Большинство опрошенных хозяйствующих субъектов указывают, что названные барьеры ими были преодолены, однако некоторые из них, и в процессе дальнейшей деятельности остаются серьезными факторами, затрудняющими дальнейшее развитие независимых участников рынков.

Управлением также установлено, что ряд хозяйствующих субъектов ушли с рынка реализации автомобильного топлива в связи со сложившейся ситуацией на рынке, а именно в связи с ростом цен на нефтепродукты в мелкооптовом звене, снижением объемов продаж и низким уровнем рентабельности.

Справочно: барьеры входа на товарный рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получает хозяйствующий субъект, входящий на товарный рынок.