Создание преимущественных условий участнику закупки установлено Свердловским УФАС России в действиях Администрации города Екатеринбурга и подтверждено Арбитражным судом Свердловской области

   Решением Свердловского УФАС России заказчик в лице Администрации г. Екатеринбурга признан нарушившим п. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в объединении в один лот государственной  услуги  (проведение  экспертиз  и  выдача  экспертных заключений)  и товарной  услуги  (ларвицидная обработка)  при   проведении   запроса   котировок, что в свою очередь исключило   возможность   участия   в торгах хозяйствующих субъектов, осуществляющих  деятельность  по  ларвицидной обработке  водоемов,  и  обеспечило  победу  ФБУЗ  «Центр  гигиены  и эпидемиологии» в рассматриваемой конкурентной процедуре.

   Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности. Включение   заказчиком   в   документацию   о   закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает  круг  потенциальных  участников  проводимых  закупок. Вместе с тем,  такие  действия  могут  быть  признаны  нарушением антимонопольного законодательства, закона о закупках только в том случае, когда они привели к необоснованному  ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на  участие  в  конкурентных  процедурах  закупки.  Требования к  участникам закупки   могут   рассматриваться   как   нарушающие   действующее законодательство,  если  антимонопольный  орган  докажет,  что  это  условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу  конкретному  хозяйствующему  субъекту,  а  формирование  условий закупки  не  соответствует  целям  и  потребностям  проводимых  заказчиком процедур.

   Объектом закупки, согласно извещению, является проведение ларвицидной обработки на водоемах в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Вместе с тем, в техническую документацию были включены пункты, предусматривающие, что  исполнитель обязан  иметь аттестат органа инспекции на право выдачи экспертного заключения, а также обязан провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу до и после начала работ,  выдать  экспертное  заключение  до  и  после  начала  работ,  а  также  п.  9.7 установлен запрет на привлечение исполнителем соисполнителей и субподрядчиков для оказания услуги.

   Согласно Обзору  судебной  практики  применения  законодательства Российское Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг  для  обеспечение  государственных  и  муниципальных  нужд  (утв. Президиумом  Верховного  Суда  РФ  от  28.06.2017) действия заказчика по объединению в одном лоте работ могут расцениваться как необоснованное ограничение количества участников в том случае, когда работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется крут потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

   Таким образом, указанные действия Администрации г. Екатеринбурга исключили возможность участия в  торгах хозяйствующих  субъектов,  осуществляющих  деятельность  по  ларвицидной обработке  водоемов,  и  обеспечили победу  ФБУЗ  «Центр  гигиены  и эпидемиологии» в рассматриваемой конкурентной процедуре.

   Не согласившись с вынесенным решением, Администрация г. Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области, который поддержал выводы антимонопольного органа и отказал в удовлетворении заявленных Администрацией исковых требований (дело № А60-17821/2019).