Анализ состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) Свердловской области в 2019 году

Сфера деятельности: Электроэнергетика

Свердловским УФАС России во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2019-2020 годы (утв. приказом ФАС России от 29.12.2018 №1929/18), проведен анализ состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) Свердловской области в 2019 году. По результатам проведения анализа установлено, что количество гарантирующих поставщиков в Свердловской области в 2019 году увеличилось по сравнению с 2018 годом с 3 до 5 (АО «Екатеринбургэнергосбыт», ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», ОАО «МРСК Урала» (до 09.10.2019), АО «Нижнетагильская Энергосбытовая компания» (с 09.10.2019), АО «Объедененная теплоэнергетическая компания» (с 09.10.2019)).

Утратило статус гарантирующего поставщика в 2019 году ОАО «МРСК Урала» (Постановление РЭК Свердловской области от 09.10.2019 № 117-ПК).

Доля 5 гарантирующих поставщиков на розничных рынках электрической энергии в 2017 году превысила 50% (в границах своей зоны деятельности, определенной постановлением РЭК СО от 17.10.2006 № 130-ПК «О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области»; постановлением РЭК СО от 25.09.2014 № 137-ПК «О присвоении статуса гарантирующего поставщика в результате реорганизации организации, имеющей статус гарантирующего поставщика»).

АО «Объединенная теплоэнергетическая компания» и АО «Нижнетагильская Энергосбытовая компания» приказами Минэнерго России от 19.09.2019 № 1001, от 09.09.2019 № 952 были присвоены статусы гарантирующих поставщиков.

Результаты анализа мнений участников рынков показали, что хозяйствующие субъекты в 2019 году сталкивались со следующими барьерами входа на розничные рынки электрической энергии (мощности) в Свердловской области:

  1. сложный и длительный порядок получения энергосбытовой компанией права приобретать электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке для целей энергоснабжения потребителей с оптового рынка, при котором велика вероятность того, что за период прохождения всех процедур может измениться схема энергоснабжения потребителя, что приведет к необходимости повторного осуществления всего комплекса мероприятий;
  2. необходимость возмещения потребителем выпадающих доходов гарантирующего поставщика при переходе к иной энергосбытовой организации;
  3. требования гарантирующих поставщиков при изменении собственника (владельца) энергопринимающих устройств с целью изменения действующих договоров производить переоформление актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в нарушение требований п.п. 34, 35 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442;
  4. отказ гарантирующих поставщиков в заключении договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) в случае смены собственника энергопринимающих устройств, если не расторгнут договор между гарантирующим поставщиком и прежним собственником.