Реклама АО «ЭнергосбыТ Плюс» на счетах за коммунальные услуги признана Свердловским УФАС России ненадлежащей, ответственные лица привлечены к административной ответственности

   Решением Свердловского УФАС России признана ненадлежащей реклама, распространенная АО «ЭнергосбыТ Плюс» на счетах за потребление электрической энергии собственниками помещений в многоквартирных домах.

   Основанием для возбуждения дела послужило заявление гражданина, получившего от АО «ЭнергосбыТ Плюс» такой счет с рекламой следующего содержания:

   «В Новый год - без долгов! Оплатите счет Ноября 1 889,61 р. + рекомендованный платеж 322,83 р. И станьте участником розыгрыша призов!».

   Запрет на размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги прямо предусмотрен ч. 10.3 ст. 5 Закона о рекламе. На платежном документе допускается размещение лишь информации справочно-информационного характера и социальной рекламы (п.69 (1) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

   АО «ЭнергосбыТ Плюс» считает, что указанная информация не является рекламой, а носит справочно-информационный характер и извещает потребителей об акции, следовательно, нарушение законодательства о рекламе установлено быть не может.

   Оспаривая вынесенное решение, Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области (дело № А60-30296/2020).

   Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции установил, что размещенная АО «ЭнергосбыТ Плюс» информация соответствует определению понятия «реклама»,  изложенному  в  п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, так как адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – стимулирующему мероприятию (акции), проводимому АО «ЭнергосбыТ Плюс» с целью повышения  собираемости  коммунальных платежей,  формирование  или поддержание интереса к которому достигается путем использования символа подарка (коробка в упаковке  с  бантом)  и  фразы  «...станьте  участником розыгрыша призов!».

   Под справочно-информационными и аналитическими материалами понимаются материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке, при этом акция АО «Энергосбыт Плюс» направлена не на увеличение потребления коммунальных ресурсов, а на повышение доходов поставщика путем погашения долгов за уже потребленные коммунальные ресурсы и оплатой дополнительного рекомендованного платежа, промотивированными возможностью получения подарка.

   Довод АО «Энергосбыт Плюс» о том, что одной из характеристик рекламы является ее адресованность неопределенному кругу лиц, при этом в рассматриваемом случае информация носит персонифицированный характер, так как сумма рекомендованного платежа рассчитана индивидуально, и информация недоступна третьим лицам, судом отклонен, так как платежные документы с аналогичной информацией получили 1 020 000 потребителей, а то обстоятельство, что в каждом из платежных документов указаны ФИО его получателя, и рекомендованный  платеж  рассчитан  индивидуально, не делает данную информацию персонифицированной, позволяя лишь завуалировать рекламу под индивидуальное сообщение.

   Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением 17 арбитражного апелляционного суда, решение Свердловского УФАС России признано законным и обоснованным, а реклама АО «ЭнергосбыТ Плюс» – ненадлежащей.

   Выявленное нарушение послужило поводом к административному преследованию, в связи с чем АО «ЭнергосбыТ Плюс» и его должностному лицу назначены административные штрафы в размере 100 000 руб. и 4 000 руб. соответственно. Оба постановления в настоящее время находятся в стадии судебного обжалования.