Контроль за соблюдением Стандартов раскрытия информации: рассказывает Свердловское УФАС России на примере Среднеуральского медеплавильного завода

Сфера деятельности: Электроэнергетика

 

   Антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением субъектами естественных монополий Стандартов раскрытия информации [1]. Контроль осуществляется в форме систематического наблюдения и анализа информации, размещаемой в сети Интернет.

   Произведенный Свердловским УФАС России осмотр Интернет-ресурсов показал:

1) отсутствие у ПАО «Среднеуральский медеплавильный завод» (ПАО «СУМЗ») годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудиторского заключения за 2019 год на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);

2) неразмещение на сайте ПАО «СУМЗ» информации о возможности подачи заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно посредством официального сайта сетевой организации.

   Сведения об отсутствии и причинах отсутствия вышеуказанной информации также не раскрыты. Обязательность раскрытия такой информации (сведений) предусмотрена тем, что ПАО «СУМЗ» является территориальной сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии.

   Управление считает, что место опубликования информации должно гарантировать ее нахождение и получение заинтересованными лицами и органами, осуществляющими контроль, в ином случае императивное требование закона соблюдать порядок, способы и сроки раскрытия информации сетевыми организациями носило бы лишь формальный характер. Стандарты не предусматривают возможности выборочного размещения необходимой информации.

   В связи с чем в отношении Общества вынесено постановление по ст. 9.15 КоАП РФ о назначении административного наказания, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

   Не согласившись с вынесенными актами, ПАО «СУМЗ» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области (дело № А60-6623/2021), который подтвердил наличие всех признаков состава административного правонарушения и их доказанности антимонопольным органом. При этом с учетом обстоятельств дела, заменил назначенный административный штраф на устное замечание, расценив его как способ морального воздействия на нарушителя, предупреждения нарушения в последующем и информирования его о недопустимости совершения подобного впредь. Оснований для признания недействительным представления суд не усмотрел.

   Семнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что замена штрафа на устное замечание не отменяет наличие события административного правонарушения, в связи чем обосновано требование о принятии ПАО «СУМЗ» мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а именно: раскрыть на своем официальном сайте и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) недостающую информацию или сведения об отсутствии и причинах ее отсутствия. Информация должна быть раскрыта доступным образом, чтобы заинтересованное лицо и орган, осуществляющий контроль, могли идентифицировать ее принадлежность к конкретному пункту Стандартов.

 

Комментарий к сформированной Управлением практике дал Олег Москвитин, заместитель директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, член Генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов

«Нужно отметить, что Свердловское УФАС России проводит планомерную работу по контролю за соблюдением энергетическими компаниями Стандартов раскрытия информации, и решения УФАС в этой сфере поддерживаются – в случае их оспаривания – как вышестоящим органом, так и судами.

Находя в определенных случаях, как и в деле ПАО «СУМЗ», основания для смягчения санкций, суды поддерживают позицию регионального УФАС по ее существу.

И это неудивительно, ведь неукоснительное соблюдение этих Стандартов – гарантия обеспечения доступа самого широкого, неопределенного круга лиц к существенной информации, в том числе в сфере технологического присоединения. В этом споре, например, речь шла об отсутствии сведений о возможности подачи заявки на техприсоединение посредством официального сайта сетевой организации. Это ограничивает права и возможности владельцев устройств с небольшим энергопотреблением (малого бизнеса, граждан). УФАС в данном случае – гарант защиты их прав и интересов»

 

Примечание:

[1] Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24)