Свердловское УФАС России признало необоснованным отказ Администрации Екатеринбурга во включении киосков предпринимателя в Схему размещения НТО

   На основании заявления индивидуального предпринимателя Свердловское УФАС России возбудило дело в отношении Администрации города Екатеринбурга за нарушение антимонопольных требований в сфере торговой деятельности.

   Администрация необоснованно отказала ему во включении в Схему размещения НТО на территории города 6 киосков, указав на отсутствие необходимости достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также на то, что их размещение может привести к повреждению элементов благоустройства и создать возможные препятствия на путях следования пешеходов, велосипедистов, маломобильных групп населения, специализированной техники.

   Обеспеченность населения площадью торговых объектов основывается на доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения, которая позволяет удовлетворить спрос потребителей на такие товары.

   Администрация толкует понятие «норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» как максимально допустимое значение.

   При этом Управление считает, что такое толкование противоречит смыслу ч. 1 ст. 19 Закона о торговой деятельности и свидетельствует об установлении органом правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных, установленных федеральным законодательством.

   Арбитражный суд Свердловской области подтвердил, что в Законе о торговой деятельности говорится о необходимости достижения минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а не о доведении до минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (А60-17899/2021).

   Также в отказе Администрация ссылается на Правила благоустройства. Указывая, что размещение НТО может привести к повреждению элементов благоустройства и создать препятствия.

   Между тем, ни в одном отказе нет каких-либо конкретных сведений о замерах, параметрах и нормативах для НТО, указаний на то, в чем выражается возможное повреждение объектов благоустройства. Органом не предлагаются альтернативные варианты, уточнения, как правомерно разместить киоски.

   Отсутствие в Правилах благоустройства порядка размещения НТО не позволяют руководствоваться исключительно ими при отказе. При этом действующие федеральные государственные стандарты и санитарные правила Администрацией не применялись.

   Защищая права заявителя, Свердловское УФАС России выдало Администрации предписание о пересмотре решений об отказе во включении в Схему размещения НТО новых мест размещения объектов.

   Суд признал решение и предписание антимонопольного органа соответствующими фактическим обстоятельствам дела и не нашел оснований для признания их недействительными. Администрации отказано в удовлетворении заявленных требований.

   Также отметим, что при исполнении предписания Администрации необходимо руководствоваться распоряжением Правительства РФ от 30.01.2021 № 208-р, которое предусматривает содействие органа в: получении мест размещения НТО заинтересованным лицам, увеличении числа мест размещения НТО, обеспечении максимальной доступности торговых объектов для населения, широкое информирование хозяйствующих субъектов и населения о новых возможностях. Меры направлены на обеспечение продовольственной безопасности, стимулирование предпринимательской активности и самозанятости граждан, увеличение дохода и рост благосостояния граждан.