Кассация: Минздрав Свердловской области ограничил количество участников размещения заказов

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

17 января 2012 года суд кассационной инстанции оставил в силе решения судов первой и второй инстанции о законности решения Свердловского УФАС России в отношении Министерства здравоохранения Свердловской области.

ООО «Генфа» обратилось в Свердловское УФАС России с жалобой на действия Министерства здравоохранения Свердловской области, которое, разместив в ноябре 2010 года заказ путём проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств для обеспечения граждан, страдающих отдельными социально-значимыми заболеваниями, установило требования к товару, влекущие ограничение количества участников размещения заказа.  Победителем аукциона было признано ЗАО «Компания «Фармстор».

30 ноября 2010 года Свердловское УФАС России признало жалобу ООО «Генфа» обоснованной, а в действиях Минздрава Свердловской области – нарушение ч.1 ст. 41.6 и ч.3.1 ст.34 Закона о размещении заказов и выдало предписание об устранении нарушения закона путём аннулирования торгов на поставку лекарственных средств: отмены протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, протокола проведения итогов аукциона и отзыва извещения о проведении открытого аукциона теми же средствами, которыми они были размещены на официальном сайте в сети Интернет в срок до 20.12.2010 года.

ЗАО «Компания «Фармстор» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Свердловского УФАС России. Суд в удовлетворении требований отказал на том основании, что Свердловское УФАС России в процессе рассмотрения материалов дела правомерно установило, что Министерство здравоохранения СО установило в документации об аукционе такие требования к товару, являющемуся предметом закупки, которым соответствует только один препарат – Таксотер, только одного производителя – Авентис Фарма С.А., что влечёт за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с ч.3 ст.4 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки (применительно к лекарственным препаратам – торговые наименования), однако в этом случае они должны сопровождаться словами «или эквивалент».

Согласно ч.ч.2.1 и 3.1. Закона о размещении заказов законодателем установлен запрет на включение в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам и иным потребительским свойствам товара) требования к производителю товара. Министерство здравоохранения СО, установив такие требования к характеристикам товара, которым мог соответствовать товар только одного производителя, фактически установило требования и к производителю товара, нарушив требования закона.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции в силе, подтвердив законность решения и предписания Свердловского УФАС России.