Разъяснение ФАС России об оснащении объектов приборами учёта

В федеральную антимонопольную службу (ФАС России) поступило письмо Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 07.12.2010 № 41190-ИБ/14, в котором даны разъяснения по применению Федерального закона от 23.11.2009 № 261 – ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон об энергосбережении).

Указанные разъяснения касались требований к местам установки приборов учёта энергетических ресурсов. При этом в письме было указано, что ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации только коллективных (общедомовых) приборов учёта в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам водоснабжения».

Между тем, ч.9 ст.13 Закона об энергосбережении обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передача которых осуществляется, возложена на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

Таким образом, указанная обязанность распространяется на организации, в отношении которых выполняются одновременно следующие условия:

- организации осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу;

- сети инженерно-технического обеспечения организаций имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с ч.10 ст.13 Закон об энергосбережении до 1 июля 2010 года организации, указанные в ч.9 ст.13 Закона об энергосбережении, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в ч.5 ст.13 Закона об энергосбережении, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в ч.6 ст.13 Закона об энергосбережении, предложения об  оснащении объектов, указанных в ч.ч.5, 6 ст. 13 Закона об энергосбережении, приборами учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. В случае если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в ч.ч.5, 6 ст. 13 Закона об энергосбережении, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в ч.9 указанной статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в ч.5 ст.13 Закона об энергосбережении, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в ч.6 ст.13 Закона об энергосбережении, предложения об  оснащении объектов, указанных в ч.ч.5, 6 ст. 13 Закона об энергосбережении, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в ч.ч.5.и 6 ст. 13 Закона об энергосбережении приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

Согласно ч.5 ст. 13 Закона об энергосбережении, собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Как указывалось ранее, ч.9 ст.13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учёта используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации), заключается с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином – собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 ст. 13 Закона об энергосбережении.

Таким образом, исходя из понимания положений Закона об энергосбережении на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации как коллективных (общедомовых) приборов учёта в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам энергоснабжения, так и индивидуальных приборов учёта энергоресурсов.

Основываясь на изложенном, ФАС России было направлено требование об отзыве письма Минрегиона России. Указанное требование было исполнено и в адрес органов исполнительной власти Минрегионом России было направлено письмо от 27.10.2011 №29432- АП об отзыве письма от 07.12.2010 №41190-ИБ/14.