Арбитражный суд подтвердил решение Свердловского УФАС России о признании незаконным Постановления Правительства Свердловской области

Правительство Свердловской области обратилось в  арбитражный суд с заявлением к Свердловскому УФАС России, полагая, что вынесенное антимонопольным органом решение  от 18 сентября 2012 года является незаконным и нарушает его права.

28 марта 2012 года в антимонопольную службу обратилось ООО ЧОП «ГРАНИТ». Общество заявило, что в МБДОУ детский сад № 8, МБДОУ детский сад № 4, МБОУ ДОД «Красноуфимская детская школа искусств», ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» были направлены письма Отдела вневедомственной охраны межмуниципального отдела МВД РФ «Красноуфимский». В письмах сообщалось о нарушении данными юридическими лицами п.2 Постановления Правительства Свердловской области от 09.02.2005 № 93-ПП и об обязанности образовательных учреждений расторгнуть договоры на охрану объектов с ООО ЧОП «ГРАНИТ-ВТ» и заключить данные договоры с ОВО ММО МВД РФ «Красноуфимский».

Рассмотрев материалы дела, Свердловское УФАС России решило, что действия Правительства Свердловской области нарушают п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Принимая Постановление «О мерах по защите объектов образования, культуры, здравоохранения, спорта и социальной защиты населения Свердловской области от преступных посягательств», Правительство устанавливает для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. Данный акт приводит или может привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции, т.к. предусматривает обязательное оборудование объектов образования, культуры, здравоохранения, спорта и социальной защиты населения области кнопками тревожной сигнализации с выводами на пульты центрального наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Свердловской области. Правительству Свердловской области не было выдано предписание, поскольку 29 августа 2012 года было принято Постановление, признавшее утратившим силу Постановление № 93-ПП.

Арбитражный суд отметил, что Законодательством РФ ограничена сфера деятельности частных охранных организаций, тем самым Правительству РФ предоставлено право определения объектов, услуги по охране которых эти организации оказывать не могут: утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране, а также Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией. Объекты учреждений образования, культуры и здравоохранения не включены в указанные Перечни и не относятся к объектам, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения. Таким образом, применительно к услугам по охране, обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов таких объектов частная охранная деятельность допускается, и помимо вневедомственной охраны такие услуги в условиях конкуренции вправе оказывать частные охранные организации.

Кроме того, оперативное реагирование вневедомственной охраной является составной частью комплекса охранных мероприятий по технической охране. При этом услуги по охране объектов, не включенных Правительством РФ в соответствующий Перечень, являются взаимозаменяемыми независимо от того, кем они оказываются (охранными организациями либо полицией), в связи с чем указанные услуги вправе оказывать как вневедомственная охрана, так и частные охранные организации.

7 марта 2013 года Арбитражный суд Свердловской области решил отказать в удовлетворении требований Правительства Свердловской области, т.к. принятие Постановления No93-ПП  является нарушением п.5 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.