• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Разъяснение изменений в ФЗ "О рекламе"

В связи с многочисленными обращениями участников рынка медицинских услуг, рязъясняем изменения в Законе РФ  «О рекламе» с 01.01.2014

Разъяснения законодательства РФ, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, согласно п. 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452), осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан (организаций) в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или, если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина (организации). Кроме того, в федеральном органе исполнительной власти, если законодательством РФ не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов.

В соответствии с п.п. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе России (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331) официальные разъяснения по вопросам применения антимонопольного и рекламного законодательства вправе давать только федеральный антимонопольный орган – ФАС России (123995, г. Москва, ГСП-5, Д-242, ул. Садовая-Кудринская, 11).

 Письмом  от 17.12.2013 № АД/51199/13 ФАС России информирует, что с 25 ноября 2013 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 317-ФЗ).

С 1 января 2014 года статьей 48 Федерального закона N 317-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О рекламе".

В частности с 01.01.2014 введен запрет на распространение рекламы услуг по искусственному прерыванию беременности. При этом части 11 и 12 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" утратили силу, а статья 7, содержащая перечень товаров, реклама которых не допускается, дополняется пунктом 9, устанавливающим, что реклама услуг по искусственному прерыванию беременности не допускается.

Кроме того, с 01.01.2014 вводятся требования к рекламе методов народной медицины. С указанной даты реклама методов народной медицины должна соответствовать пунктам 2 - 5 и 7 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе". Следовательно, такая реклама не должна:

- содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

- содержать выражение благодарности физическим лицам в связи с использованием объекта рекламирования;

- создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

- содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

- создавать впечатление ненужности обращения к врачу.

Согласно частям 1 и 2 статьи 50 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов. При этом право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Также в перечень объектов, регулируемых пунктом 6 части 5 статьи 5 и статьей 24 Федерального закона "О рекламе", включены методы профилактики, диагностики и медицинской реабилитации.

Согласно статье 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; под профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания; диагностика - это комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская реабилитация - это комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.

В дополнение к письму  от 17.12.2013 N АД/51199/13 ФАС России указало:

Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 317-ФЗ) внесены изменения в часть 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", устанавливающую перечень товаров, реклама которых допускается исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Таким образом, с 1 января 2014 года в соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Следовательно, с 01.01.2014 реклама медицинских услуг допускается исключительно в рамках указанных мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников.

Вместе с тем в силу позиции, изложенной в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга".

Соответственно, запрет распространения рекламы медицинских услуг, за исключением распространения такой рекламы в специально определенных Федеральным законом "О рекламе" местах, не распространяется на рекламу медицинской деятельности.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Таким образом, с учетом мнения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не попадает в сферу действия части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее.

Таким образом, по мнению специалистов управления, медицинская реклама должна соответствовать нескольким группам требований, установленным российским законодательством о рекламе, а именно:

1. общим требованиям к рекламе и объекту рекламирования, установленным ст. ст. 5 - 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".

2. специальным требованиям к рекламе, определенными способами, предусмотренным ст. ст. 14 - 20 Закона о рекламе (на радио, телевидении, в печатных средствах массовой информации), если соответствующая медицинская реклама распространяется соответствующим способом;

3. специальным требованиям к медицинской рекламе, закрепленным в ст. 24 Закона о рекламе.