Интернет-интервью руководителя Свердловского УФАС России Татьяны Колотовой ГАРАНТ -Екатеринбург

ИНТЕРНЕТ-ИНТЕРВЬЮ

руководителя Свердловского УФАС России Татьяны Колотовой

 

19 декабря 2011 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области и компания ГАРАНТ-ЕКАТЕРИНБУРГ провели интернет-интервью с руководителем Свердловского УФАС России Татьяной Родионовной Колотовой.

 

Темы интернет-интервью:

  1. Основные направления деятельности Свердловского УФАС России.

 

  1. Проблемы, связанные с обеспечением соблюдения Закона о защите конкуренции, Закона о рекламе, Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, законодательства в сфере размещения госзаказов.

 

  1. Правоприменительная практика Свердловского УФАС России, направленная на защиту конкуренции и свободу предпринимательства, в том числе от необоснованных действий субъектов естественных монополий.

 

Ведущая: Смирнова Елена Александровна (компания ГАРАНТ-ЕКАТЕРИНБУРГ)

 

Добрый день, уважаемая интернет-аудитория!

Сегодня мы проводим интернет-интервью с Колотовой Татьяной Родионовной. В связи с многочисленными и важными изменениями, происходящими в сфере государственных закупок, возникает много вопросов, которые волнуют как заказчиков, так и поставщиков товаров и услуг. Поэтому будет правильным сразу перейти к вопросам интернет-аудитории.

 

Вопрос 1:

Слышали о какой-то программе развития конкуренции в Свердловской области. Что это за программа, действует ли она? Где её найти, и на что она направлена?

 

Ответ 1:

Комплексная программа «Развитие конкуренции в Свердловской области» на 2011-2012 годы разработана в рамках Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, анализа общей социально-экономической ситуации и динамики экономики Свердловской области на современном этапе. Она даёт краткую оценку (анализ) конкурентной среды на ключевых товарных рынках, описание основных мер для её улучшения, определяет основные  задачи по развитию конкуренции, в том числе в приоритетных отраслях, целевые показатели и план мероприятий по развитию конкуренции.

 

Программа разработана в соответствии с требованиями, содержащимися в Федеральной программе развития конкуренции в Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 г.  № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации», а также в Рекомендациях Министерства экономического развития Российской Федерации по подготовке региональных программ по развитию конкуренции.

 

Основная цель реализации Программы - создание эффективной конкурентной среды на товарных рынках Свердловской области.

Программа предусматривает следующие направления развития конкуренции в Свердловской области:

сокращение  административных и экономических барьеров, препятствующих началу и ведению предпринимательской деятельности;

создание  инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательской деятельности;

расширение доступа к государственному заказу и иным ресурсам, правам, предоставляемым органами власти.

 

Результатами совершенствования политики развития конкуренции является не только повышение эффективности экономики Свердловской области, но и обеспечение условий экономического роста на территории региона.

 

Программу развития конкуренции вы можете найти на сайтах Министерства экономики Свердловской области и Свердловского УФАС России  по адресам: http://econom.midural.ru/invest/  и http://sverdlovsk.fas.gov.ru/news.php?id=764

 

Вопрос 2:

Подают ли в суд на само УФАС? Какова процедура обжалования решений УФАС?

 

Ответ 2:

В соответствии со ст. 52 Федерального закона о защите конкуренции № 138-ФЗ решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

 

Статья 37 Федерального закона о рекламе предусматривает оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа.

1. Решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

2. Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания.

3. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

В соответствии с Законом о размещении заказов № 94 – ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Вопрос 3:

В связи с вступлением в силу 221-ФЗ, который обязывает операторов связи транслировать обязательные общедоступные каналы, должен ли у операторов появиться бесплатный пакет услуг на эти каналы?

 

Ответ 3:

Оператор связи обязан предоставить трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов единым и неделимым пакетом (весь набор каналов, входящих в Перечень общероссийских обязательных и общедоступных телеканалов и радиоканалов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2009 №715) за свой счет и во всех сферах вещания.

 

Перечень общероссийских обязательных и общедоступных телеканалов и радиоканалов включает в себя:

  1. Общероссийские обязательные общедоступные каналы
  1. Общероссийский государственный телевизионный канал «Культура» (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»).
  2. Детско-юношеский телевизионный канал.
  3. Общероссийский телевизионный канал «Спорт» (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»).
  4. Первый канал (открытое акционерное общество «Первый канал»).
  5. Петербург-5 канал (открытое акционерное общество «Телерадиокомпания «Петербург»).
  6. Российский информационный канал (РИК) (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»).
  7. Российское телевидение (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»).
  8. Телекомпания НТВ (открытое акционерное общество «Телекомпания НТВ»).

II.Общероссийские обязательные общедоступные радиоканалы

  1. Вести ФМ (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»).
  2. Маяк (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»).
  3. Радио России (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»).

При этом оператор связи не вправе навязывать абоненту получение общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов в одном пакете с платными телеканалами.

 

ФАС России считает, что в случае наличия у абонента задолженности при получении обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов в составе пакета с платными каналами, оператор связи вправе приостановить только платных телеканалов.

 

Данную позицию ФАС России поддерживает Роскомнадзор.

 

Вопрос 4:

Сколько раз уже цены на бензин признавались монопольно высокими, но цены продолжают расти. Получается, что назначенные штрафы не позволяют отрегулировать этот вопрос. Как быть?  Какие действия считает эффективным само УФАС.

 

Ответ 4:

Свердловским УФАС России монопольно высокие цены на розничном рынке нефтепродуктов признавались один раз, в отношении ОАО «Газпромнефть-Урал» и ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» на территории г. Екатеринбург, г. Каменск-Уральский, г. Нижний Тагил по маркам топлива АИТ-92,АИ-95, ДТ. Указанные общества были привлечены к административной ответственности в виде оборотного штрафа.

 

Принятые решения в отношении ОАО «Газпромнефть-Урал» и ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» Свердловское УФАС России отстояло в Арбитражных судах только в 2011 году. Значительный временной интервал (более 2 лет), затраченный на рассмотрение в антимонопольном органе и Арбитражных судах дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, действительно не позволяет оперативно отреагировать и пресечь рост цен на нефтепродукты.

 

Антимонопольным органом принимается ряд мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке нефтепродуктов. По инициативе ФАС России были внесены изменения в налоговое законодательство, касающиеся нефтяной отрасли, а именно внесены изменения в расчет ставок вывозных пошлин на нефтепродукты с целью простимулировать модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей и поэтапный переход на производство более качественных  видов нефтепродуктов в рамках 4-ч сторонних соглашений между ФАС России, Федеральной службой по экологическому и технологическому и атомному надзору и Федеральным агентством по техническому регулированию и метродологии.

 

Также ФАС России принимает комплекс мер, направленных на изменение фискальной политики, правил поведения биржевых торгов и другие меры.

 

Вопрос 5:

Как часто сегодня на территории Свердловской области отмечаются нарушения конкурсного законодательства со стороны органов государственной власти? Какие меры принимаются Свердловским УФАС России?

 

Ответ 5:

На 15 декабря 2011 года Свердловским управлением Федеральной антимонопольной службы России в рамках реализации своих полномочий по осуществлению контроля в сфере размещения заказов

- проведено 364 проверки, из них:

  7 плановых проверок  (проверено 1616 размещенных заказов);

  357 внеплановых проверок (проверено 369 размещенных заказов);

- специалисты управления были привлечены к участию в 18 проверках, проводимых органами прокуратуры;

- рассмотрено 15 дел, возбужденных по признакам нарушения антимонопольных требований к торгам;

- рассмотрено 972  жалобы, из них:

около 20% - на заказы для федеральных нужд;

около 30% - на заказы для нужд субъекта РФ;

около 50% - на заказы для муниципальных нужд;

40% признано обоснованными;

- выдано 255 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов;

- рассмотрено около 400 дел об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных штрафов по нарушениям, выявленным при размещении заказов, составила в 2011 году около 2,5 млн. руб.

 

Вопрос 6:

Расскажите, пожалуйста, о нововведениях, вступающих в силу с 1 января 2012 года, в области госзаказов?

 

Ответ 6:

Считаем, что в 2012 году должен решиться вопрос о том, каким будет госзаказ.

 Из последних изменений законодательства, касающихся размещения заказа:

  

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 03.11.2011 № 881 «О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ (МАКСИМАЛЬНЫХ) ЦЕН КОНТРАКТОВ (ЦЕН ЛОТОВ) НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В ДОКУМЕНТАЦИЮ О ТОРГАХ НА ПОСТАВКУ ТАКОГО ОБОРУДОВАНИЯ». Вступило в силу с 18.11.2011.

 

Вступает в силу с 01.01.2012 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг, иными видами юридических лиц».

 

Целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей отдельных видов  юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

 

Указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;

3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2)  дочерним хозяйственным обществам.

 

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

223-ФЗне регулирует отношения, связанные с:

- куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей;

- приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;

- осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

- закупкой в области военно-технического сотрудничества;

- закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;

- осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

 

Вступают в силу изменения в 135-ФЗ. В том числе они касаются антимонопольных требований к торгам ст.ст. 17, 18, и порядка рассмотрения дел, возбуждаемых по жалобам на торги (10 дней на рассмотрение, возможность выдачи предписания о приостановлении торгов и т.д.).

 

Вопрос 7:

Как вы оцениваете действующую сегодня систему электронных торгов и аукционов. В чем есть проблемы, на ваш взгляд? Пришлось ли Свердловскому УФАС столкнуться с какими-либо нарушениями? Каковы они?

 

Ответ 7:

Не можем согласиться с тем, что имеются глобальные проблемы в самой процедуре электронного аукциона. Вся проблема в «человеческом факторе», а именно, заказчик утверждает документацию с нарушениями действующего законодательства («затачивая» требования к товару под конкретного производителя, устанавливая требования к участникам, не соответствующие законодательству, устанавливая сроки поставки или выполнения или характеристики товара,  не существующие на соответствующем рынке, не включая в документацию инструкцию по заполнению первой части заявки и т.д.), члены комиссии не всегда законно отклоняют или допускают заявки.

Однако, мы согласны, что требуются изменения. Поддерживаем инициативу ФАС России по изменению законодательства в сфере размещения заказов. Считаем, что предложения оптимальны и конструктивны. Предложения размещены на официальном сайте ФАС России (http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_32234.html).

Очень важными, требующими оперативного принятия являются следующие из предлагаемых изменений: сделать еще короче короткий электронный аукцион (три дня), отменить запрос котировок, унифицировать требования к стандартным, наиболее часто закупаемым товарам, работам, услугам, ввести контроль исполнения контрактов.

Вопрос 8:

Федеральным законом от 07.12.2011г. №418-ФЗ внесены изменения в статью 55 федерального закона №94-ФЗ. В частности он дополнен пунктом 14.1, которым предельная сумма контракта (договора) без проведения торгов и котировок в течение квартала увеличена до 400 тыс. рублей.

Мы – государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области «Свердловский областной фильмофонд». Код деятельности по ОКВЭД - 92.1. Распространяется ли на нас действие вновь введенного пункта 14.1 статьи 55 ФЗ №94-ФЗ.

Ответ 8:

В соответствии с п.14.1. ч.2 ст. 55 осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, по мнению Свердловского УФАС России действие указанной нормы не распространяется на организации, осуществляющие деятельность, связанную с производством, прокатом, показом фильмов.

Вопрос 9:

Какие действия может предпринять проигравший аукцион по поставке изделий медицинского назначения, зная, что выигравший аукцион (поставщик) поставляет товар, не соответствующий указанным техническим характеристикам, при этом заказчик отвечает, что их это устраивает?

 

Ответ 9:

Планируется контроль исполнения контрактов ввести в ФКС. Сегодня участник может зафиксировать исполнение контрактов с измененными условиями (по возможности) и обратиться в прокуратуру с требованием провести проверку. Кроме того, можно обратиться в органы, осуществляющие контроль соблюдения бюджетного законодательства, для установления фактов целевого, эффективного использования бюджетных средств.  

 

Ведущая: На этом все вопросы, поступившие от интернет-аудитории, исчерпаны. Я благодарю всех, кто прислал нам свои вопросы. Особая благодарность Татьяне Родионовне за подробные ответы на вопросы. Наше интернет-интервью практически совпало с 20-летием Свердловского УФАС. Поэтому хочется поздравить весь коллектив с такой солидной датой. Многое сделано за этот период, но и, как мы только что услышали, многое еще надо сделать. Желаем Вам и всему коллективу позитивных изменений в жизни и работе, профессионального роста, уверенных решений, удачи во всех начинаниях! Еще раз спасибо.