Красный свет реформе "РЖД" ИА ИТАР-ТАСС-Урал, 23.05.2012

Сфера деятельности: Транспорт

21 мая в Екатеринбурге состоялись депутатские слушания по вопросу «О реализации реформы железнодорожного транспорта на территории Свердловской области».

Депутаты комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике областного Заксобрания изучили вопрос о целесообразности реформы и решили пригласить к осмыслению и обсуждению происходящего на железной дороге все заинтересованные стороны.

В слушаниях приняли активное участие депутаты Государственной Думы, депутаты соседних областных парламентов, руководящего депутатского состава свердловского Заксобрания, представители полномочного представителя президента РФ, губернатора и правительства Свердловской области, прокуратуры, антимонопольной службы; научные организации, уполномоченный по правам человека и крупные грузоотправители, такие как УГМК-холдинг, ЕВРАЗ-НТМК, ЧТПЗ, ПНТЗ, Сухоложскцемент, Ураласбест, Уральский щебень и многие другие. Большой делегацией была представлена компания «РЖД» и связанные с ней структуры.

Собравшимся для обсуждения были предложены следующие вопросы:
- Насколько соответствуют реалии на железной дороге целям, заявленным в Программе структурной реформы?
- Эффективны ли механизмы улучшения инвестиционного климата и развития рыночных отношений на транспорте, предусмотренные Программой?
- Возможен ли пересмотр всей концепции реформирования и возврат к исходной точке для стабилизации ситуации и качественного улучшения дел на железной дороге.

Приветствуя собравшихся, Виктор Якимов, заместитель председателя Заксобрания и член комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике предложил дать оценку влияния реформы на экономику и озвучил, что точка невозврата реформы не пройдена, возможно улучшение экономических показателей.

Как отметил начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов, реформа копирует путь, пройденный Соединенными Штатами. Перестройка на дороге снизила дефицит отдельных типов подвижного состава, так как крупные предприятия были вынуждены закупать вагоны за свой счет. Отсутствие средств на развитие железной дороги - осталось.

Не сняты и проблемы с перевозкой груза - растет пробег порожних вагонов, множатся «пробки» на железной дороге. В связи с ростом хищений грузоотправители вынуждены самостоятельно обеспечивать сохранность груза. На слушаниях вице-президент НП «Союз малого и среднего предпринимательства Свердловской области» Сергей Мазуркевич неоднократно указывал на малый, средний бизнес и предприятия лесной и строительной промышленности как особо пострадавших от результатов реформы.

Как отметил советник УГМК-холдинг Михаил Бочкарев, на Западе в основном на железной дороге работают частные компании, и государство вкладывало в их развитие те же деньги, что и в нашей стране сегодня. Но соотносить вот так напрямую страны может быть и ошибочно: ситуация здесь у нас и в Америке разная.

Так, в результате реформы в США тарифы были снижены в два раза. Как отметила в своем докладе руководитель УФАС по Свердловской области Татьяна Колотова в результате реформы появились новые субъекты, и завышение платы у альтернативных собственников, не попадающих в поле зрения ФАС, за пользование может достигать 200%. Все это ведет к существенному удорожанию железнодорожных перевозок и конечной стоимости товаров.

Многие вопросы вызвали острые дискуссии. В ходе слушаний грузооправители и грузополучатели подтвердили выводы депутатов: заявленные итоги устроили бы всех, но реформа зашла в тупик. Нам или предстоит еще несколько десятков лет «кувырканий» на железной дороге с непредсказуемым результатом. Или уже сейчас необходимо решить вопрос кардинально.

Организовавший слушания председатель комитета по развитию инфраструктуры Олег Исаков озвучил составленные по итогам обсуждения рекомендации. В которых, в частности, предлагается приостановить дальнейшую реализацию реформы железнодорожного транспорта и вернуться к положениям, предусмотренным «Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации», который в настоящее время признан утратившим силу. Депутаты комитета рекомендовали областному Заксобранию выступить с соответствующим обращением в Госдуму и правительство РФ. Кроме того, рекомендовано получить оценки результатов аукциона купли-продажи акций ОАО «Первая грузовая компания», а также пересмотреть итоги приватизации отдельных предприятий, учредителем которых выступало ОАО «Российские железные дороги», в частности ОАО «Первая грузовая компания».