Решение по делу №5 в отношении ИП Вовк М.В., 18.04.2012

Номер дела: №5
Дата публикации: 19 апреля 2012, 16:42

РЕШЕНИЕ

по делу №5

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 марта 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 18 апреля 2012 года.

                                                                                                                                   г. Екатеринбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 5 возбужденное в отношении КПК «Содействие» на основании Справки от 13.01.2012 по материалам проверки печатного издания «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011, а также печатного издания «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 5 по признакам нарушения законодательства о рекламе возбуждено Определением от 16.01.2012 по итогам проверки рекламы на территории Свердловской области, по итогам которой в печатных изданиях «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011, «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011 была  выявлена реклама с признаками нарушения ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела Определением от 16.01.2012 было назначено на 16.02.2012 и по итогам заседания отложено на 27.03.2012 в связи необходимостью получения дополнительной информации для правильного разрешения дела, а также в связи с привлечением к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, ИП Вовк М.В.

При рассмотрении дела установлено:

  • на стр. 60 газеты «Местные ведомости и Компот» размещена реклама кредитного потребительского кооператива «Содействие», в которой говорится о том, что указанный кооператив предлагает сберегательные программы под 18% годовых;
  • на стр. 31 газеты «Наша горнозаводская газета» размещена реклама кредитного потребительского кооператива «Содействие», в которой также говорится о том, что указанный кооператив предлагает сберегательные программы под 18% годовых.

Согласно п.1 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

Согласно п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Таким образом, вышеуказанные рекламные материалы в печатном издании «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011, а также в печатном издании «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011 размещены с признаками нарушения п.1 и п.2 ч.2 ст.28  ФЗ «О рекламе».

В письменных объяснениях (вх. № 01-1534 от 08.02.2012; вх. № 01-3675 от 21.03.2012), а также в ходе рассмотрения дела КПК «Содействие» сообщил следующее:

КПК «Содействие» является некоммерческой организацией, основной целью деятельности КПК «Содействие» является объединение паенакоплений и привлечение денежных средств членов кооператива и иных денежных средств в порядке, определенном действующим законодательством РФ, а также предоставление займов членам кооператива для удовлетворения своих финансовых потребностей.

В связи с нахождением кассового узла КПК «Содействие» в г. Кировграде, между КПК «Содействие» и ИП Вовк М.В. был заключен агентский договор №5/2 от 27.05.2010.

В соответствии с п. 2.1.1. агентского договора № 5/2 от 27.05.2010 ИП Вовк М.В., по поручению КПК «Содействие» обязан осуществлять поиск физических или юридических лиц, желающих стать членами кооператива, проводить с ними переговоры, с целью привлечения их личных сбережений или временно свободных денежных средств для размещения в кооперативе или предоставления им заемных средств.

С целью выполнения принятого поручения, ИП Вовк М.В. занималась размещением рекламной информации, в том числе, рекламных объявлений в газетах г. Кировграда «Местные ведомости и Компот», «Наша горнозаводская газета» о предоставлении КПК «Содействие» сберегательных программ под 18% годовых.

В январе 2010 г. между ИП Вовк М.В. и ООО «Ник Ленд» был заключен договор о размещении в издании «Наша горнозаводская газета» ежемесячно рекламных материалов заказчика (КПК «Содействие»), подтверждением оплаты услуг служат квитанции, выданные ООО «Ник Ленд».

На размещение в издании «Местные ведомости и Компот» рекламных материалов КПК «Содействие» отдельного договора не заключалось, подтверждением оплаты услуг также выступают квитанции.

Со слов ИП Вовк М.В., макет рекламы не составлялся. С руководством КПК «Содействие» текст и оформление рекламы не согласовывались.

Руководство КПК «Содействие» узнало о существовании рекламных материалов о предоставлении КПК «Содействие» сберегательных программ под 18% годовых в г. Кировграде после получения от Свердловского УФАС России Определения о возбуждении дела и незамедлительно направило письмо в адрес ИП Вовк М.В. с требованием устранить выявленные нарушения законодательства о рекламе.

КПК «Содействие» не имеет в штате сотрудника, обладающего юридическим образованием, позволяющим определить в размещаемой рекламной информации признаки нарушений рекламного законодательства, однако КПК «Содействие» искренне раскаивается в совершенном правонарушении.

Все сберегательные программы, предлагаемые клиентам КПК «Содействие», разрабатываются, обсуждаются и утверждаются правлением кооператива и оформляются соответствующими протоколами.

Размер конкретных процентных ставок по тем или иным сберегательным программа утверждается правлением КПК «Содействие» на основании проведенных экономических, маркетинговых исследований, анализе рыночной и банковской ситуации в конкретном регионе и стране в целом.

Кроме того, ставка кредитования зависит от таких объективных характеристик как уровень инфляции, избыток или недостаток денежных средств, учетная ставка Центрального банка, фаза экономического развития и многих иных факторов.

При формировании конкретной кредитной программы за базу берется стоимость привлеченных КПК «Содействие» заемных средств и уровень расходов.

Относительно сберегательной программы, являющейся предметом рассматриваемых рекламных объявлений, КПК «Содействие» гарантирует выплату 18 % годовых за счет заключаемых под более высокий процент годовых договоров займа (19%), а также за счет выплачиваемых заемщиками обязательных целевых взносов, в порядке, предусмотренном учредительными и локальными актами кооператива.

Поскольку КПК «Содействие» является некоммерческой организацией и извлечение прибыли не является целью деятельности, а также в совокупности с вышеприведенными доводами, КПК «Содействие» установил процентную ставку по сберегательной программе именно 18 % годовых.

В письменных объяснениях (вх. № 01-3676 от 21.03.2012; вх. № 01-3733 от 22.03.2012), а также в ходе рассмотрения дела ИП Вовк М.В. сообщила следующее:

Между КПК «Содействие» и ИП Вовк М.В. был заключен агентский договор № 5/2 от 27.05.2010, поскольку возникла необходимость осуществлять определенную деятельность от имени КПК «Содействия» в г. Кировграде.

С целью выполнения условий агентского договора № 5/2 от 27.05.2010, ИП Вовк М.В. занималась размещением рекламной информации, в том числе, рекламных объявлений в газетах г. Кировграда «Местные ведомости и Компот», «Наша горнозаводская газета» о предоставлении КПК «Содействие» сберегательных программ по 18% годовых.

В январе 2010 г. между ИП Вовк М.В. и ООО «Ник Ленд» был заключен договор о размещении в издании «Наша горнозаводская газета» ежемесячно рекламных материалов заказчика (КПК «Содействие»), подтверждением оплаты услуг служили квитанции, выданные ООО «Ник Ленд».

На размещение в издании «Местные новости и Компот» рекламных материалов КПК «Содействие» отдельного договора не заключалось, подтверждением оплаты услуг также выступает квитанция от 21.11.2011 г. № 002908.

ИП Вовк М.В., размещая рекламные объявления, действовала полностью на собственное усмотрение, макет рекламы не составлялся, с руководством КПК «Содействие» текст и оформление рекламы не согласовывались.

Индивидуальным предпринимателем было получено письмо от руководства КПК «Содействие» с требованием устранить выявленные нарушения законодательства о рекламе. Во исполнение полученного требования, ИП Вовк М.В. предприняла все необходимые действия для прекращения распространения рекламных объявлений.

ИП Вовк М.В. не имеет юридического образования, позволяющего определить в размещаемой рекламной информации, признаки нарушений ФЗ «О рекламе», однако искренне раскаивается в совершенном правонарушении и обещает впредь более не нарушать законодательства о рекламе.

В настоящее время, указывает ИП Вовк М.В.,  распространение рекламы приостановлено до решения антимонопольного органа.

 Рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы и возражения лица, в отношении которого возбуждено дело по признакам нарушения рекламного законодательства, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующим выводам:

Целями Федерального закона «О рекламе» являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ).

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

В печатных изданиях «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011 и «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011 была размещена реклама кредитного потребительского кооператива «Содействие», в которой говорится о том, что указанный кооператив предлагает сберегательные программы под 18% годовых, при этом умалчивается об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов и сумму расходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Согласно п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Связанная с привлечением денежных средств физических лиц реклама кредитного потребительского кооператива   «Содействие» должна отвечать требованиям ст. 28 ФЗ «О рекламе»,  предъявляемым к рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг.

Согласно протоколу  собрания правления  КПК «Содействие» размер компенсации  по сберегательным программа кооператива обуславливается выбранной программой, в том числе сроком, на который переданы  личные сбережения.

Кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков)

Имущество кредитного кооператива формируется за счет: паевых и иных взносов членов кредитного кооператива (пайщиков), предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом кредитного кооператива; доходов от деятельности кредитного кооператива; привлеченных средств; иных не запрещенных законом источников.

ФЗ «О кредитной кооперации» предусмотрена уплата членами кооператива взносов для осуществления деятельности и покрытия расходов кредитного кооператива, а также для иных целей в порядке, который определен уставом кредитного кооператива.:

- членский взнос - денежные средства, вносимые членом кредитного кооператива (пайщиком) на покрытие расходов кредитного кооператива и на иные цели в порядке, который определен уставом кредитного кооператива;

- вступительный взнос - денежные средства, вносимые в случае, если это предусмотрено уставом кредитного кооператива, при вступлении в кредитный кооператив на покрытие расходов, связанных со вступлением в кредитный кооператив, в размере и порядке, которые определены его уставом;

- дополнительный взнос - членский взнос, вносимый в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- паевой взнос - денежные средства, переданные членом кредитного кооператива (пайщиком) в собственность кредитного кооператива для осуществления кредитным кооперативом деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом и уставом кредитного кооператива, и для формирования паенакопления (пая) члена кредитного кооператива (пайщика);

- обязательный паевой взнос - паевой взнос, предусмотренный уставом кредитного кооператива и вносимый членом кредитного кооператива (пайщиком) в кредитный кооператив в обязательном порядке;

- добровольный паевой взнос - паевой взнос, добровольно вносимый членом кредитного кооператива (пайщиком) в кредитный кооператив помимо обязательного паевого взноса в случае, если возможность и порядок его внесения предусмотрены уставом кредитного кооператива;

Фонды кредитного кооператива (паевой фонд, резервный фонд, фонд финансовой взаимопомощи и иные фонды), порядок их формирования и использования определяются внутренними нормативными документами кредитного кооператива

Член кредитного кооператива (пайщик) обязан:

1) соблюдать устав кредитного кооператива и выполнять решения органов кредитного кооператива;

2) вносить дополнительные взносы в течение трех месяцев после утверждения годового баланса кредитного кооператива в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) солидарно с другими членами кредитного кооператива (пайщиками) нести субсидиарную ответственность по обязательствам кредитного кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса;

4) своевременно возвращать полученные от кредитного кооператива займы, а при прекращении членства в кредитном кооперативе досрочно возвратить полученные от кредитного кооператива займы;

5) исполнять другие обязанности члена кредитного кооператива (пайщика), предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.

Согласно  Положению о порядке  формирования и использования имущества,  имущество кредитного потребительского кооператива «Содействие» образуется за счет  паевых,  вступительных, регистрационных  и  иных взносов его членов, доходов кооператива от осуществляемой   им   деятельности,   а   также   за   счет   спонсорских   взносов,   благотворительных пожертвований, размещения своих средств в банках, от ценных бумаг, привлеченных средств, иных не  запрещенных законодательством РФ источников. Кооператив    является    собственником      имущества,      переданного    ему    в    качестве вступительных,  паевых и членских взносов.

В Кооперативе формируются неделимые фонды, перечень и размер которых определяется решением Общего собрания. Средства неделимых фондов не распределяются между членами Кооператива и не выплачиваются при их выходе или исключении из Кооператива, а подлежат распределению между членами кооператива только в случае ликвидации кредитного кооператива.

Резервный фонд формируется и используется для обеспечения непредвиденных расходов Кооператива, для покрытия расходов на функционирование и развитие Кооператива по основной некоммерческой деятельности. Размер необходимых ежегодных отчислений в резервный фонд включается в состав ежегодно утверждаемой Общим собранием членов Кооператива сметы на содержание Кооператива.

Паевой фонд формируется из паенакоплений (паев) членов Кооператива, используется в осуществлении      деятельности,       предусмотренной      Уставом       Кооператива,       и   составляет экономическую основу начальной деятельности Кооператива. Сумма паевых взносов образует паевой фонд Кооператива. Паевой взнос уплачивается членом при вступлении в Кооператив и служит основанием для его членства в Кооперативе. Паевой взнос для члена также служит основанием для начисления и выплаты дохода (паенакоплений и дивидендов), полученного от предпринимательской деятельности Кооператива. Паевой взнос может быть обязательным и добровольным.

Минимальный размер обязательного паевого взноса устанавливается в размере 50 (пятьдесят) для физических лиц и 10 000 (десять тысяч) руб. - для юридических лиц. Размер минимального обязательного паевого взноса может пересматриваться и утверждаться Общим собранием Кооператива.

Согласно «Соглашению об уплате  целевых взносов в резервный фонд» обязательным условием членства в Кооперативе является внесение целевых взносов (ежемесячно) на обеспечение уставной деятельности Кооператива и внесение обязательных взносов в резервный фонд.

Таким образом, предоставление гражданам рекламируемой финансовой услуги сопряжено с вступлением в кооператив,   что предполагает  внесение гражданами определенных взносов.

Внесение таких взносов,  срок передачи личных сбережений - условия предоставления рекламируемых услуг, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, а также на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица. 

Однако доводимая до них реклама, привлекая денежные средства граждан за счет  указания в рекламе процентов («под 18% годовых»)  не содержит (умалчивает), вместе с тем, об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (в частности, о таких как необходимость внесения физическими лицами взносов и пр.).

Соответственно, распространенная реклама нарушает требования п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе», запрещающей умалчивание в рекламе финансовых услуг об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, необходимо отметить:

Согласно п.1 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора

«Доходность» - способность приносить доход; «доходный» - приносящий доход, прибыльный, «доход» - деньги или материальные ценности, получаемые в результате какой  - либо деятельности, заработок.

«Эффективный» - дающий эффект, действенный; «эффект» – действие как результат чего – нибудь, следствие; «действенный» – способный воздействовать, активный.

«Определить» – с точностью выяснить,  установить («Толковый словарь» русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой).

Таким образом, ФЗ «О рекламе» запрещает доведение до потребителей рекламы обещаний, гарантий того, что вследствие предоставления ими в настоящем своих денежных средств рекламодателю,  в будущем, они получат  деньги, материальные ценности, иной положительный эффект – если такой результат не может быть установлен  на момент заключения договора.

При этом обещаемый (гарантируемый) потребителю результат за предоставление им рекламодателю в настоящем денежных средств должен быть установлен  уже при заключении договора.

Распространенная реклама обещает (гарантирует) потребителям рекламы  получение ими в будущем определенной эффективности деятельности (доходности вложений) –  18% годовых.

Исходя из информации, представленной кредитным потребительским кооперативом «Содействие»,  заявленная в рекламе доходность обеспечивается деятельностью  кооператива по предоставлению займов своим членам под более высокий процент годовых договоров займа (19%), а также выплачиваемыми заемщиками обязательных целевых взносов.

Однако предоставление  кредитным потребительским кооперативом   займов  своим членам, а также выплата последними обязательных взносов не является обстоятельствами, обеспечивающими возможность определения доходности граждан  на момент заключения  кооперативом соответствующих договоров: Невозможно на момент заключения договора знать, сколько договоров займов и сколько договоров передачи личных сбережений будет заключено кооперативом, какова будет численность кооператива и, соответственно, объем и размеры вносимых членами кооператива взносов, их соотношение с объемами денежных обязательств кооператива перед членами по договорам  передачи  личных сбережений  и,  тем самым, невозможно на момент заключения договора определить доходность вложений.

Таким образом, исходя из характера деятельности кредитного потребительского кооператива   «Содействие», фактически обеспечивающей доходность, заявленная в рекламе  эффективность деятельности (доходность вложений) под 18% годовых не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

Соответственно, реклама финансовой услуги, предоставляемой указанным кооперативом,   не может сопровождаться гарантиями или обещаниями в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанными на реальных показателях в прошлом.

Следовательно, рассматриваемая реклама  кредитного потребительского кооператива граждан «Содействие»  не соответствует п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (ст. 3 данного Закона).

Ответственность за нарушение требований  ч. 2 ст. 28 ФЗ “О рекламе”, согласно ст. 38 данного закона, возлагается  на рекламодателя.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из материалов дела, лицом, определившим содержание распространенной рекламы и, соответственно,  ответственным за размещение ненадлежащей рекламы в печатных изданиях «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011 и «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011 является ИП Вовк М.В.

Материалы, подтверждающие приведение рекламы  в соответствие с требованиями рекламного законодательства и прекращение распространения ненадлежащей рекламы,  при рассмотрении дела не представлены. 

В соответствии с п.7 ч.2 ст.33 ФЗ «О рекламе» Антимонопольный орган вправе применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

За нарушение рекламного законодательства ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно п.43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утвержденных Постановлением Правительства РФ №508 от 17.08.2006) дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

В резолютивной части решения комиссия указывает на необходимость передачи дела должностному лицу Управления для рассмотрения дела об административном правонарушении по ст.14.3 КоАП РФ.

Согласно п.1 ч.1 ст.28.1.КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 33 – 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с п. 37 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу КПК «Содействие», размещенную ИП Вовк М.В. в печатных изданиях «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011 и «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе», что выразилось в содержании обещания в будущем эффективности доходности вложений в размере 18% годовых при отсутствии определения такой эффективности деятельности (доходность вложений) на момент заключения соответствующего договора, а также в умолчании в рекламе об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов и  сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.
  2. Выдать ИП Вовк  М.В, предписание о прекращение распространения ненадлежащей рекламы.
  3. Производство по делу в отношении КПК «Содействие» прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела   нарушения его действиями законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6152 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №5 в отношении ИП Вовк М.В., 18.04.2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6152 [type] => solution [language] => ru [created] => 1334832284 [changed] => 1370529175 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529175 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №5

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 марта 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 18 апреля 2012 года.

                                                                                                                                   г. Екатеринбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 5 возбужденное в отношении КПК «Содействие» на основании Справки от 13.01.2012 по материалам проверки печатного издания «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011, а также печатного издания «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 5 по признакам нарушения законодательства о рекламе возбуждено Определением от 16.01.2012 по итогам проверки рекламы на территории Свердловской области, по итогам которой в печатных изданиях «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011, «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011 была  выявлена реклама с признаками нарушения ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела Определением от 16.01.2012 было назначено на 16.02.2012 и по итогам заседания отложено на 27.03.2012 в связи необходимостью получения дополнительной информации для правильного разрешения дела, а также в связи с привлечением к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, ИП Вовк М.В.

При рассмотрении дела установлено:

  • на стр. 60 газеты «Местные ведомости и Компот» размещена реклама кредитного потребительского кооператива «Содействие», в которой говорится о том, что указанный кооператив предлагает сберегательные программы под 18% годовых;
  • на стр. 31 газеты «Наша горнозаводская газета» размещена реклама кредитного потребительского кооператива «Содействие», в которой также говорится о том, что указанный кооператив предлагает сберегательные программы под 18% годовых.

Согласно п.1 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

Согласно п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Таким образом, вышеуказанные рекламные материалы в печатном издании «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011, а также в печатном издании «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011 размещены с признаками нарушения п.1 и п.2 ч.2 ст.28  ФЗ «О рекламе».

В письменных объяснениях (вх. № 01-1534 от 08.02.2012; вх. № 01-3675 от 21.03.2012), а также в ходе рассмотрения дела КПК «Содействие» сообщил следующее:

КПК «Содействие» является некоммерческой организацией, основной целью деятельности КПК «Содействие» является объединение паенакоплений и привлечение денежных средств членов кооператива и иных денежных средств в порядке, определенном действующим законодательством РФ, а также предоставление займов членам кооператива для удовлетворения своих финансовых потребностей.

В связи с нахождением кассового узла КПК «Содействие» в г. Кировграде, между КПК «Содействие» и ИП Вовк М.В. был заключен агентский договор №5/2 от 27.05.2010.

В соответствии с п. 2.1.1. агентского договора № 5/2 от 27.05.2010 ИП Вовк М.В., по поручению КПК «Содействие» обязан осуществлять поиск физических или юридических лиц, желающих стать членами кооператива, проводить с ними переговоры, с целью привлечения их личных сбережений или временно свободных денежных средств для размещения в кооперативе или предоставления им заемных средств.

С целью выполнения принятого поручения, ИП Вовк М.В. занималась размещением рекламной информации, в том числе, рекламных объявлений в газетах г. Кировграда «Местные ведомости и Компот», «Наша горнозаводская газета» о предоставлении КПК «Содействие» сберегательных программ под 18% годовых.

В январе 2010 г. между ИП Вовк М.В. и ООО «Ник Ленд» был заключен договор о размещении в издании «Наша горнозаводская газета» ежемесячно рекламных материалов заказчика (КПК «Содействие»), подтверждением оплаты услуг служат квитанции, выданные ООО «Ник Ленд».

На размещение в издании «Местные ведомости и Компот» рекламных материалов КПК «Содействие» отдельного договора не заключалось, подтверждением оплаты услуг также выступают квитанции.

Со слов ИП Вовк М.В., макет рекламы не составлялся. С руководством КПК «Содействие» текст и оформление рекламы не согласовывались.

Руководство КПК «Содействие» узнало о существовании рекламных материалов о предоставлении КПК «Содействие» сберегательных программ под 18% годовых в г. Кировграде после получения от Свердловского УФАС России Определения о возбуждении дела и незамедлительно направило письмо в адрес ИП Вовк М.В. с требованием устранить выявленные нарушения законодательства о рекламе.

КПК «Содействие» не имеет в штате сотрудника, обладающего юридическим образованием, позволяющим определить в размещаемой рекламной информации признаки нарушений рекламного законодательства, однако КПК «Содействие» искренне раскаивается в совершенном правонарушении.

Все сберегательные программы, предлагаемые клиентам КПК «Содействие», разрабатываются, обсуждаются и утверждаются правлением кооператива и оформляются соответствующими протоколами.

Размер конкретных процентных ставок по тем или иным сберегательным программа утверждается правлением КПК «Содействие» на основании проведенных экономических, маркетинговых исследований, анализе рыночной и банковской ситуации в конкретном регионе и стране в целом.

Кроме того, ставка кредитования зависит от таких объективных характеристик как уровень инфляции, избыток или недостаток денежных средств, учетная ставка Центрального банка, фаза экономического развития и многих иных факторов.

При формировании конкретной кредитной программы за базу берется стоимость привлеченных КПК «Содействие» заемных средств и уровень расходов.

Относительно сберегательной программы, являющейся предметом рассматриваемых рекламных объявлений, КПК «Содействие» гарантирует выплату 18 % годовых за счет заключаемых под более высокий процент годовых договоров займа (19%), а также за счет выплачиваемых заемщиками обязательных целевых взносов, в порядке, предусмотренном учредительными и локальными актами кооператива.

Поскольку КПК «Содействие» является некоммерческой организацией и извлечение прибыли не является целью деятельности, а также в совокупности с вышеприведенными доводами, КПК «Содействие» установил процентную ставку по сберегательной программе именно 18 % годовых.

В письменных объяснениях (вх. № 01-3676 от 21.03.2012; вх. № 01-3733 от 22.03.2012), а также в ходе рассмотрения дела ИП Вовк М.В. сообщила следующее:

Между КПК «Содействие» и ИП Вовк М.В. был заключен агентский договор № 5/2 от 27.05.2010, поскольку возникла необходимость осуществлять определенную деятельность от имени КПК «Содействия» в г. Кировграде.

С целью выполнения условий агентского договора № 5/2 от 27.05.2010, ИП Вовк М.В. занималась размещением рекламной информации, в том числе, рекламных объявлений в газетах г. Кировграда «Местные ведомости и Компот», «Наша горнозаводская газета» о предоставлении КПК «Содействие» сберегательных программ по 18% годовых.

В январе 2010 г. между ИП Вовк М.В. и ООО «Ник Ленд» был заключен договор о размещении в издании «Наша горнозаводская газета» ежемесячно рекламных материалов заказчика (КПК «Содействие»), подтверждением оплаты услуг служили квитанции, выданные ООО «Ник Ленд».

На размещение в издании «Местные новости и Компот» рекламных материалов КПК «Содействие» отдельного договора не заключалось, подтверждением оплаты услуг также выступает квитанция от 21.11.2011 г. № 002908.

ИП Вовк М.В., размещая рекламные объявления, действовала полностью на собственное усмотрение, макет рекламы не составлялся, с руководством КПК «Содействие» текст и оформление рекламы не согласовывались.

Индивидуальным предпринимателем было получено письмо от руководства КПК «Содействие» с требованием устранить выявленные нарушения законодательства о рекламе. Во исполнение полученного требования, ИП Вовк М.В. предприняла все необходимые действия для прекращения распространения рекламных объявлений.

ИП Вовк М.В. не имеет юридического образования, позволяющего определить в размещаемой рекламной информации, признаки нарушений ФЗ «О рекламе», однако искренне раскаивается в совершенном правонарушении и обещает впредь более не нарушать законодательства о рекламе.

В настоящее время, указывает ИП Вовк М.В.,  распространение рекламы приостановлено до решения антимонопольного органа.

 Рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы и возражения лица, в отношении которого возбуждено дело по признакам нарушения рекламного законодательства, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующим выводам:

Целями Федерального закона «О рекламе» являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ).

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

В печатных изданиях «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011 и «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011 была размещена реклама кредитного потребительского кооператива «Содействие», в которой говорится о том, что указанный кооператив предлагает сберегательные программы под 18% годовых, при этом умалчивается об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов и сумму расходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Согласно п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Связанная с привлечением денежных средств физических лиц реклама кредитного потребительского кооператива   «Содействие» должна отвечать требованиям ст. 28 ФЗ «О рекламе»,  предъявляемым к рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг.

Согласно протоколу  собрания правления  КПК «Содействие» размер компенсации  по сберегательным программа кооператива обуславливается выбранной программой, в том числе сроком, на который переданы  личные сбережения.

Кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков)

Имущество кредитного кооператива формируется за счет: паевых и иных взносов членов кредитного кооператива (пайщиков), предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом кредитного кооператива; доходов от деятельности кредитного кооператива; привлеченных средств; иных не запрещенных законом источников.

ФЗ «О кредитной кооперации» предусмотрена уплата членами кооператива взносов для осуществления деятельности и покрытия расходов кредитного кооператива, а также для иных целей в порядке, который определен уставом кредитного кооператива.:

- членский взнос - денежные средства, вносимые членом кредитного кооператива (пайщиком) на покрытие расходов кредитного кооператива и на иные цели в порядке, который определен уставом кредитного кооператива;

- вступительный взнос - денежные средства, вносимые в случае, если это предусмотрено уставом кредитного кооператива, при вступлении в кредитный кооператив на покрытие расходов, связанных со вступлением в кредитный кооператив, в размере и порядке, которые определены его уставом;

- дополнительный взнос - членский взнос, вносимый в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- паевой взнос - денежные средства, переданные членом кредитного кооператива (пайщиком) в собственность кредитного кооператива для осуществления кредитным кооперативом деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом и уставом кредитного кооператива, и для формирования паенакопления (пая) члена кредитного кооператива (пайщика);

- обязательный паевой взнос - паевой взнос, предусмотренный уставом кредитного кооператива и вносимый членом кредитного кооператива (пайщиком) в кредитный кооператив в обязательном порядке;

- добровольный паевой взнос - паевой взнос, добровольно вносимый членом кредитного кооператива (пайщиком) в кредитный кооператив помимо обязательного паевого взноса в случае, если возможность и порядок его внесения предусмотрены уставом кредитного кооператива;

Фонды кредитного кооператива (паевой фонд, резервный фонд, фонд финансовой взаимопомощи и иные фонды), порядок их формирования и использования определяются внутренними нормативными документами кредитного кооператива

Член кредитного кооператива (пайщик) обязан:

1) соблюдать устав кредитного кооператива и выполнять решения органов кредитного кооператива;

2) вносить дополнительные взносы в течение трех месяцев после утверждения годового баланса кредитного кооператива в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) солидарно с другими членами кредитного кооператива (пайщиками) нести субсидиарную ответственность по обязательствам кредитного кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса;

4) своевременно возвращать полученные от кредитного кооператива займы, а при прекращении членства в кредитном кооперативе досрочно возвратить полученные от кредитного кооператива займы;

5) исполнять другие обязанности члена кредитного кооператива (пайщика), предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.

Согласно  Положению о порядке  формирования и использования имущества,  имущество кредитного потребительского кооператива «Содействие» образуется за счет  паевых,  вступительных, регистрационных  и  иных взносов его членов, доходов кооператива от осуществляемой   им   деятельности,   а   также   за   счет   спонсорских   взносов,   благотворительных пожертвований, размещения своих средств в банках, от ценных бумаг, привлеченных средств, иных не  запрещенных законодательством РФ источников. Кооператив    является    собственником      имущества,      переданного    ему    в    качестве вступительных,  паевых и членских взносов.

В Кооперативе формируются неделимые фонды, перечень и размер которых определяется решением Общего собрания. Средства неделимых фондов не распределяются между членами Кооператива и не выплачиваются при их выходе или исключении из Кооператива, а подлежат распределению между членами кооператива только в случае ликвидации кредитного кооператива.

Резервный фонд формируется и используется для обеспечения непредвиденных расходов Кооператива, для покрытия расходов на функционирование и развитие Кооператива по основной некоммерческой деятельности. Размер необходимых ежегодных отчислений в резервный фонд включается в состав ежегодно утверждаемой Общим собранием членов Кооператива сметы на содержание Кооператива.

Паевой фонд формируется из паенакоплений (паев) членов Кооператива, используется в осуществлении      деятельности,       предусмотренной      Уставом       Кооператива,       и   составляет экономическую основу начальной деятельности Кооператива. Сумма паевых взносов образует паевой фонд Кооператива. Паевой взнос уплачивается членом при вступлении в Кооператив и служит основанием для его членства в Кооперативе. Паевой взнос для члена также служит основанием для начисления и выплаты дохода (паенакоплений и дивидендов), полученного от предпринимательской деятельности Кооператива. Паевой взнос может быть обязательным и добровольным.

Минимальный размер обязательного паевого взноса устанавливается в размере 50 (пятьдесят) для физических лиц и 10 000 (десять тысяч) руб. - для юридических лиц. Размер минимального обязательного паевого взноса может пересматриваться и утверждаться Общим собранием Кооператива.

Согласно «Соглашению об уплате  целевых взносов в резервный фонд» обязательным условием членства в Кооперативе является внесение целевых взносов (ежемесячно) на обеспечение уставной деятельности Кооператива и внесение обязательных взносов в резервный фонд.

Таким образом, предоставление гражданам рекламируемой финансовой услуги сопряжено с вступлением в кооператив,   что предполагает  внесение гражданами определенных взносов.

Внесение таких взносов,  срок передачи личных сбережений - условия предоставления рекламируемых услуг, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, а также на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица. 

Однако доводимая до них реклама, привлекая денежные средства граждан за счет  указания в рекламе процентов («под 18% годовых»)  не содержит (умалчивает), вместе с тем, об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (в частности, о таких как необходимость внесения физическими лицами взносов и пр.).

Соответственно, распространенная реклама нарушает требования п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе», запрещающей умалчивание в рекламе финансовых услуг об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, необходимо отметить:

Согласно п.1 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора

«Доходность» - способность приносить доход; «доходный» - приносящий доход, прибыльный, «доход» - деньги или материальные ценности, получаемые в результате какой  - либо деятельности, заработок.

«Эффективный» - дающий эффект, действенный; «эффект» – действие как результат чего – нибудь, следствие; «действенный» – способный воздействовать, активный.

«Определить» – с точностью выяснить,  установить («Толковый словарь» русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой).

Таким образом, ФЗ «О рекламе» запрещает доведение до потребителей рекламы обещаний, гарантий того, что вследствие предоставления ими в настоящем своих денежных средств рекламодателю,  в будущем, они получат  деньги, материальные ценности, иной положительный эффект – если такой результат не может быть установлен  на момент заключения договора.

При этом обещаемый (гарантируемый) потребителю результат за предоставление им рекламодателю в настоящем денежных средств должен быть установлен  уже при заключении договора.

Распространенная реклама обещает (гарантирует) потребителям рекламы  получение ими в будущем определенной эффективности деятельности (доходности вложений) –  18% годовых.

Исходя из информации, представленной кредитным потребительским кооперативом «Содействие»,  заявленная в рекламе доходность обеспечивается деятельностью  кооператива по предоставлению займов своим членам под более высокий процент годовых договоров займа (19%), а также выплачиваемыми заемщиками обязательных целевых взносов.

Однако предоставление  кредитным потребительским кооперативом   займов  своим членам, а также выплата последними обязательных взносов не является обстоятельствами, обеспечивающими возможность определения доходности граждан  на момент заключения  кооперативом соответствующих договоров: Невозможно на момент заключения договора знать, сколько договоров займов и сколько договоров передачи личных сбережений будет заключено кооперативом, какова будет численность кооператива и, соответственно, объем и размеры вносимых членами кооператива взносов, их соотношение с объемами денежных обязательств кооператива перед членами по договорам  передачи  личных сбережений  и,  тем самым, невозможно на момент заключения договора определить доходность вложений.

Таким образом, исходя из характера деятельности кредитного потребительского кооператива   «Содействие», фактически обеспечивающей доходность, заявленная в рекламе  эффективность деятельности (доходность вложений) под 18% годовых не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

Соответственно, реклама финансовой услуги, предоставляемой указанным кооперативом,   не может сопровождаться гарантиями или обещаниями в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанными на реальных показателях в прошлом.

Следовательно, рассматриваемая реклама  кредитного потребительского кооператива граждан «Содействие»  не соответствует п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (ст. 3 данного Закона).

Ответственность за нарушение требований  ч. 2 ст. 28 ФЗ “О рекламе”, согласно ст. 38 данного закона, возлагается  на рекламодателя.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из материалов дела, лицом, определившим содержание распространенной рекламы и, соответственно,  ответственным за размещение ненадлежащей рекламы в печатных изданиях «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011 и «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011 является ИП Вовк М.В.

Материалы, подтверждающие приведение рекламы  в соответствие с требованиями рекламного законодательства и прекращение распространения ненадлежащей рекламы,  при рассмотрении дела не представлены. 

В соответствии с п.7 ч.2 ст.33 ФЗ «О рекламе» Антимонопольный орган вправе применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

За нарушение рекламного законодательства ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно п.43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утвержденных Постановлением Правительства РФ №508 от 17.08.2006) дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

В резолютивной части решения комиссия указывает на необходимость передачи дела должностному лицу Управления для рассмотрения дела об административном правонарушении по ст.14.3 КоАП РФ.

Согласно п.1 ч.1 ст.28.1.КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 33 – 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с п. 37 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу КПК «Содействие», размещенную ИП Вовк М.В. в печатных изданиях «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011 и «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе», что выразилось в содержании обещания в будущем эффективности доходности вложений в размере 18% годовых при отсутствии определения такой эффективности деятельности (доходность вложений) на момент заключения соответствующего договора, а также в умолчании в рекламе об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов и  сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.
  2. Выдать ИП Вовк  М.В, предписание о прекращение распространения ненадлежащей рекламы.
  3. Производство по делу в отношении КПК «Содействие» прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела   нарушения его действиями законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №5

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 марта 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 18 апреля 2012 года.

                                                                                                                                   г. Екатеринбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 5 возбужденное в отношении КПК «Содействие» на основании Справки от 13.01.2012 по материалам проверки печатного издания «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011, а также печатного издания «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 5 по признакам нарушения законодательства о рекламе возбуждено Определением от 16.01.2012 по итогам проверки рекламы на территории Свердловской области, по итогам которой в печатных изданиях «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011, «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011 была  выявлена реклама с признаками нарушения ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела Определением от 16.01.2012 было назначено на 16.02.2012 и по итогам заседания отложено на 27.03.2012 в связи необходимостью получения дополнительной информации для правильного разрешения дела, а также в связи с привлечением к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, ИП Вовк М.В.

При рассмотрении дела установлено:

  • на стр. 60 газеты «Местные ведомости и Компот» размещена реклама кредитного потребительского кооператива «Содействие», в которой говорится о том, что указанный кооператив предлагает сберегательные программы под 18% годовых;
  • на стр. 31 газеты «Наша горнозаводская газета» размещена реклама кредитного потребительского кооператива «Содействие», в которой также говорится о том, что указанный кооператив предлагает сберегательные программы под 18% годовых.

Согласно п.1 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

Согласно п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Таким образом, вышеуказанные рекламные материалы в печатном издании «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011, а также в печатном издании «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011 размещены с признаками нарушения п.1 и п.2 ч.2 ст.28  ФЗ «О рекламе».

В письменных объяснениях (вх. № 01-1534 от 08.02.2012; вх. № 01-3675 от 21.03.2012), а также в ходе рассмотрения дела КПК «Содействие» сообщил следующее:

КПК «Содействие» является некоммерческой организацией, основной целью деятельности КПК «Содействие» является объединение паенакоплений и привлечение денежных средств членов кооператива и иных денежных средств в порядке, определенном действующим законодательством РФ, а также предоставление займов членам кооператива для удовлетворения своих финансовых потребностей.

В связи с нахождением кассового узла КПК «Содействие» в г. Кировграде, между КПК «Содействие» и ИП Вовк М.В. был заключен агентский договор №5/2 от 27.05.2010.

В соответствии с п. 2.1.1. агентского договора № 5/2 от 27.05.2010 ИП Вовк М.В., по поручению КПК «Содействие» обязан осуществлять поиск физических или юридических лиц, желающих стать членами кооператива, проводить с ними переговоры, с целью привлечения их личных сбережений или временно свободных денежных средств для размещения в кооперативе или предоставления им заемных средств.

С целью выполнения принятого поручения, ИП Вовк М.В. занималась размещением рекламной информации, в том числе, рекламных объявлений в газетах г. Кировграда «Местные ведомости и Компот», «Наша горнозаводская газета» о предоставлении КПК «Содействие» сберегательных программ под 18% годовых.

В январе 2010 г. между ИП Вовк М.В. и ООО «Ник Ленд» был заключен договор о размещении в издании «Наша горнозаводская газета» ежемесячно рекламных материалов заказчика (КПК «Содействие»), подтверждением оплаты услуг служат квитанции, выданные ООО «Ник Ленд».

На размещение в издании «Местные ведомости и Компот» рекламных материалов КПК «Содействие» отдельного договора не заключалось, подтверждением оплаты услуг также выступают квитанции.

Со слов ИП Вовк М.В., макет рекламы не составлялся. С руководством КПК «Содействие» текст и оформление рекламы не согласовывались.

Руководство КПК «Содействие» узнало о существовании рекламных материалов о предоставлении КПК «Содействие» сберегательных программ под 18% годовых в г. Кировграде после получения от Свердловского УФАС России Определения о возбуждении дела и незамедлительно направило письмо в адрес ИП Вовк М.В. с требованием устранить выявленные нарушения законодательства о рекламе.

КПК «Содействие» не имеет в штате сотрудника, обладающего юридическим образованием, позволяющим определить в размещаемой рекламной информации признаки нарушений рекламного законодательства, однако КПК «Содействие» искренне раскаивается в совершенном правонарушении.

Все сберегательные программы, предлагаемые клиентам КПК «Содействие», разрабатываются, обсуждаются и утверждаются правлением кооператива и оформляются соответствующими протоколами.

Размер конкретных процентных ставок по тем или иным сберегательным программа утверждается правлением КПК «Содействие» на основании проведенных экономических, маркетинговых исследований, анализе рыночной и банковской ситуации в конкретном регионе и стране в целом.

Кроме того, ставка кредитования зависит от таких объективных характеристик как уровень инфляции, избыток или недостаток денежных средств, учетная ставка Центрального банка, фаза экономического развития и многих иных факторов.

При формировании конкретной кредитной программы за базу берется стоимость привлеченных КПК «Содействие» заемных средств и уровень расходов.

Относительно сберегательной программы, являющейся предметом рассматриваемых рекламных объявлений, КПК «Содействие» гарантирует выплату 18 % годовых за счет заключаемых под более высокий процент годовых договоров займа (19%), а также за счет выплачиваемых заемщиками обязательных целевых взносов, в порядке, предусмотренном учредительными и локальными актами кооператива.

Поскольку КПК «Содействие» является некоммерческой организацией и извлечение прибыли не является целью деятельности, а также в совокупности с вышеприведенными доводами, КПК «Содействие» установил процентную ставку по сберегательной программе именно 18 % годовых.

В письменных объяснениях (вх. № 01-3676 от 21.03.2012; вх. № 01-3733 от 22.03.2012), а также в ходе рассмотрения дела ИП Вовк М.В. сообщила следующее:

Между КПК «Содействие» и ИП Вовк М.В. был заключен агентский договор № 5/2 от 27.05.2010, поскольку возникла необходимость осуществлять определенную деятельность от имени КПК «Содействия» в г. Кировграде.

С целью выполнения условий агентского договора № 5/2 от 27.05.2010, ИП Вовк М.В. занималась размещением рекламной информации, в том числе, рекламных объявлений в газетах г. Кировграда «Местные ведомости и Компот», «Наша горнозаводская газета» о предоставлении КПК «Содействие» сберегательных программ по 18% годовых.

В январе 2010 г. между ИП Вовк М.В. и ООО «Ник Ленд» был заключен договор о размещении в издании «Наша горнозаводская газета» ежемесячно рекламных материалов заказчика (КПК «Содействие»), подтверждением оплаты услуг служили квитанции, выданные ООО «Ник Ленд».

На размещение в издании «Местные новости и Компот» рекламных материалов КПК «Содействие» отдельного договора не заключалось, подтверждением оплаты услуг также выступает квитанция от 21.11.2011 г. № 002908.

ИП Вовк М.В., размещая рекламные объявления, действовала полностью на собственное усмотрение, макет рекламы не составлялся, с руководством КПК «Содействие» текст и оформление рекламы не согласовывались.

Индивидуальным предпринимателем было получено письмо от руководства КПК «Содействие» с требованием устранить выявленные нарушения законодательства о рекламе. Во исполнение полученного требования, ИП Вовк М.В. предприняла все необходимые действия для прекращения распространения рекламных объявлений.

ИП Вовк М.В. не имеет юридического образования, позволяющего определить в размещаемой рекламной информации, признаки нарушений ФЗ «О рекламе», однако искренне раскаивается в совершенном правонарушении и обещает впредь более не нарушать законодательства о рекламе.

В настоящее время, указывает ИП Вовк М.В.,  распространение рекламы приостановлено до решения антимонопольного органа.

 Рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы и возражения лица, в отношении которого возбуждено дело по признакам нарушения рекламного законодательства, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующим выводам:

Целями Федерального закона «О рекламе» являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ).

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

В печатных изданиях «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011 и «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011 была размещена реклама кредитного потребительского кооператива «Содействие», в которой говорится о том, что указанный кооператив предлагает сберегательные программы под 18% годовых, при этом умалчивается об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов и сумму расходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Согласно п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Связанная с привлечением денежных средств физических лиц реклама кредитного потребительского кооператива   «Содействие» должна отвечать требованиям ст. 28 ФЗ «О рекламе»,  предъявляемым к рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг.

Согласно протоколу  собрания правления  КПК «Содействие» размер компенсации  по сберегательным программа кооператива обуславливается выбранной программой, в том числе сроком, на который переданы  личные сбережения.

Кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков)

Имущество кредитного кооператива формируется за счет: паевых и иных взносов членов кредитного кооператива (пайщиков), предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом кредитного кооператива; доходов от деятельности кредитного кооператива; привлеченных средств; иных не запрещенных законом источников.

ФЗ «О кредитной кооперации» предусмотрена уплата членами кооператива взносов для осуществления деятельности и покрытия расходов кредитного кооператива, а также для иных целей в порядке, который определен уставом кредитного кооператива.:

- членский взнос - денежные средства, вносимые членом кредитного кооператива (пайщиком) на покрытие расходов кредитного кооператива и на иные цели в порядке, который определен уставом кредитного кооператива;

- вступительный взнос - денежные средства, вносимые в случае, если это предусмотрено уставом кредитного кооператива, при вступлении в кредитный кооператив на покрытие расходов, связанных со вступлением в кредитный кооператив, в размере и порядке, которые определены его уставом;

- дополнительный взнос - членский взнос, вносимый в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- паевой взнос - денежные средства, переданные членом кредитного кооператива (пайщиком) в собственность кредитного кооператива для осуществления кредитным кооперативом деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом и уставом кредитного кооператива, и для формирования паенакопления (пая) члена кредитного кооператива (пайщика);

- обязательный паевой взнос - паевой взнос, предусмотренный уставом кредитного кооператива и вносимый членом кредитного кооператива (пайщиком) в кредитный кооператив в обязательном порядке;

- добровольный паевой взнос - паевой взнос, добровольно вносимый членом кредитного кооператива (пайщиком) в кредитный кооператив помимо обязательного паевого взноса в случае, если возможность и порядок его внесения предусмотрены уставом кредитного кооператива;

Фонды кредитного кооператива (паевой фонд, резервный фонд, фонд финансовой взаимопомощи и иные фонды), порядок их формирования и использования определяются внутренними нормативными документами кредитного кооператива

Член кредитного кооператива (пайщик) обязан:

1) соблюдать устав кредитного кооператива и выполнять решения органов кредитного кооператива;

2) вносить дополнительные взносы в течение трех месяцев после утверждения годового баланса кредитного кооператива в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) солидарно с другими членами кредитного кооператива (пайщиками) нести субсидиарную ответственность по обязательствам кредитного кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса;

4) своевременно возвращать полученные от кредитного кооператива займы, а при прекращении членства в кредитном кооперативе досрочно возвратить полученные от кредитного кооператива займы;

5) исполнять другие обязанности члена кредитного кооператива (пайщика), предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.

Согласно  Положению о порядке  формирования и использования имущества,  имущество кредитного потребительского кооператива «Содействие» образуется за счет  паевых,  вступительных, регистрационных  и  иных взносов его членов, доходов кооператива от осуществляемой   им   деятельности,   а   также   за   счет   спонсорских   взносов,   благотворительных пожертвований, размещения своих средств в банках, от ценных бумаг, привлеченных средств, иных не  запрещенных законодательством РФ источников. Кооператив    является    собственником      имущества,      переданного    ему    в    качестве вступительных,  паевых и членских взносов.

В Кооперативе формируются неделимые фонды, перечень и размер которых определяется решением Общего собрания. Средства неделимых фондов не распределяются между членами Кооператива и не выплачиваются при их выходе или исключении из Кооператива, а подлежат распределению между членами кооператива только в случае ликвидации кредитного кооператива.

Резервный фонд формируется и используется для обеспечения непредвиденных расходов Кооператива, для покрытия расходов на функционирование и развитие Кооператива по основной некоммерческой деятельности. Размер необходимых ежегодных отчислений в резервный фонд включается в состав ежегодно утверждаемой Общим собранием членов Кооператива сметы на содержание Кооператива.

Паевой фонд формируется из паенакоплений (паев) членов Кооператива, используется в осуществлении      деятельности,       предусмотренной      Уставом       Кооператива,       и   составляет экономическую основу начальной деятельности Кооператива. Сумма паевых взносов образует паевой фонд Кооператива. Паевой взнос уплачивается членом при вступлении в Кооператив и служит основанием для его членства в Кооперативе. Паевой взнос для члена также служит основанием для начисления и выплаты дохода (паенакоплений и дивидендов), полученного от предпринимательской деятельности Кооператива. Паевой взнос может быть обязательным и добровольным.

Минимальный размер обязательного паевого взноса устанавливается в размере 50 (пятьдесят) для физических лиц и 10 000 (десять тысяч) руб. - для юридических лиц. Размер минимального обязательного паевого взноса может пересматриваться и утверждаться Общим собранием Кооператива.

Согласно «Соглашению об уплате  целевых взносов в резервный фонд» обязательным условием членства в Кооперативе является внесение целевых взносов (ежемесячно) на обеспечение уставной деятельности Кооператива и внесение обязательных взносов в резервный фонд.

Таким образом, предоставление гражданам рекламируемой финансовой услуги сопряжено с вступлением в кооператив,   что предполагает  внесение гражданами определенных взносов.

Внесение таких взносов,  срок передачи личных сбережений - условия предоставления рекламируемых услуг, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, а также на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица. 

Однако доводимая до них реклама, привлекая денежные средства граждан за счет  указания в рекламе процентов («под 18% годовых»)  не содержит (умалчивает), вместе с тем, об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (в частности, о таких как необходимость внесения физическими лицами взносов и пр.).

Соответственно, распространенная реклама нарушает требования п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе», запрещающей умалчивание в рекламе финансовых услуг об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, необходимо отметить:

Согласно п.1 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора

«Доходность» - способность приносить доход; «доходный» - приносящий доход, прибыльный, «доход» - деньги или материальные ценности, получаемые в результате какой  - либо деятельности, заработок.

«Эффективный» - дающий эффект, действенный; «эффект» – действие как результат чего – нибудь, следствие; «действенный» – способный воздействовать, активный.

«Определить» – с точностью выяснить,  установить («Толковый словарь» русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой).

Таким образом, ФЗ «О рекламе» запрещает доведение до потребителей рекламы обещаний, гарантий того, что вследствие предоставления ими в настоящем своих денежных средств рекламодателю,  в будущем, они получат  деньги, материальные ценности, иной положительный эффект – если такой результат не может быть установлен  на момент заключения договора.

При этом обещаемый (гарантируемый) потребителю результат за предоставление им рекламодателю в настоящем денежных средств должен быть установлен  уже при заключении договора.

Распространенная реклама обещает (гарантирует) потребителям рекламы  получение ими в будущем определенной эффективности деятельности (доходности вложений) –  18% годовых.

Исходя из информации, представленной кредитным потребительским кооперативом «Содействие»,  заявленная в рекламе доходность обеспечивается деятельностью  кооператива по предоставлению займов своим членам под более высокий процент годовых договоров займа (19%), а также выплачиваемыми заемщиками обязательных целевых взносов.

Однако предоставление  кредитным потребительским кооперативом   займов  своим членам, а также выплата последними обязательных взносов не является обстоятельствами, обеспечивающими возможность определения доходности граждан  на момент заключения  кооперативом соответствующих договоров: Невозможно на момент заключения договора знать, сколько договоров займов и сколько договоров передачи личных сбережений будет заключено кооперативом, какова будет численность кооператива и, соответственно, объем и размеры вносимых членами кооператива взносов, их соотношение с объемами денежных обязательств кооператива перед членами по договорам  передачи  личных сбережений  и,  тем самым, невозможно на момент заключения договора определить доходность вложений.

Таким образом, исходя из характера деятельности кредитного потребительского кооператива   «Содействие», фактически обеспечивающей доходность, заявленная в рекламе  эффективность деятельности (доходность вложений) под 18% годовых не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

Соответственно, реклама финансовой услуги, предоставляемой указанным кооперативом,   не может сопровождаться гарантиями или обещаниями в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанными на реальных показателях в прошлом.

Следовательно, рассматриваемая реклама  кредитного потребительского кооператива граждан «Содействие»  не соответствует п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (ст. 3 данного Закона).

Ответственность за нарушение требований  ч. 2 ст. 28 ФЗ “О рекламе”, согласно ст. 38 данного закона, возлагается  на рекламодателя.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из материалов дела, лицом, определившим содержание распространенной рекламы и, соответственно,  ответственным за размещение ненадлежащей рекламы в печатных изданиях «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011 и «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011 является ИП Вовк М.В.

Материалы, подтверждающие приведение рекламы  в соответствие с требованиями рекламного законодательства и прекращение распространения ненадлежащей рекламы,  при рассмотрении дела не представлены. 

В соответствии с п.7 ч.2 ст.33 ФЗ «О рекламе» Антимонопольный орган вправе применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

За нарушение рекламного законодательства ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно п.43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утвержденных Постановлением Правительства РФ №508 от 17.08.2006) дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

В резолютивной части решения комиссия указывает на необходимость передачи дела должностному лицу Управления для рассмотрения дела об административном правонарушении по ст.14.3 КоАП РФ.

Согласно п.1 ч.1 ст.28.1.КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 33 – 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с п. 37 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу КПК «Содействие», размещенную ИП Вовк М.В. в печатных изданиях «Местные ведомости и Компот» № 47 от 23.11.2011 и «Наша горнозаводская газета» № 47(454) от 23.11.2011 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе», что выразилось в содержании обещания в будущем эффективности доходности вложений в размере 18% годовых при отсутствии определения такой эффективности деятельности (доходность вложений) на момент заключения соответствующего договора, а также в умолчании в рекламе об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов и  сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.
  2. Выдать ИП Вовк  М.В, предписание о прекращение распространения ненадлежащей рекламы.
  3. Производство по делу в отношении КПК «Содействие» прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела   нарушения его действиями законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №5 [format] => [safe_value] => №5 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №5 [format] => [safe_value] => №5 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу №5 в отношении ИП Вовк М.В., 18.04.2012

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу №5 в отношении ИП Вовк М.В., 18.04.2012

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-19 10:42:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-18 10:42:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1334832284 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Свердловское УФАС России )