• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Анализ состояния конкуренции на рынках услуг по начислению платы за жилищные и коммунальные услуги в 2016 и 2017 годах

Свердловским УФАС России по поручению ФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынках услуг по начислению платы за жилищные и коммунальные услуги (далее – ЖКУ) в 2016 и 2017 годах. По результатам проведения анализа установлено, что рынки услуг по начислению платежей за жилищные и коммунальные услуги в Свердловской области в 2016 и 2017 годах являются высококонцентрированными рынками с  неразвитой конкуренцией.

Так, на рынке услуг по начислению и сбору платежей за ЖКУ в 2016 и 2017 годах доля АО «Расчетный центр Урала» в географических границах трех муниципальных образований составила 100%, а доля ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в 2016 году составляла 100% в географических границах 36 муниципальных образований, в 2017 году в географических границах 31 муниципального образования.

По смыслу определения «доминирующего положения», данного в ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект, занимающий такое положение, может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке.

Таким образом, АО «Расчетный центр Урала» и ОАО «ЭнергосбыТ плюс»,  имея фактически монопольное положение на рынке (единолично оказывая решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке), обладают исключительной рыночной властью в отношении своих потребителей.

Результаты анализа мнений участников рынков показали, что хозяйствующие субъекты в 2016 и 2017 годах сталкивались со следующими барьерами входа на рынки услуг по начислению платежей за жилищные и коммунальные услуги в Свердловской области:

1.    Деятельность на товарном рынке крупных компаний, являющихся дочерними компаниями ресурсоснабжающих организаций;

2.    Возможность потребителей самостоятельно оплачивать ЖКУ с помощью платежных онлайн сервисов;

3.    Возможность организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами самостоятельно оказывать услуги по начислению и сбору платежей за ЖКУ.

В целом, по мнению участников рынка, барьеры входа на рынки по начислению и сбору платежей за ЖКУ в Свердловской области преодолимы, в том числе, с помощью внедрения новых технологий и улучшения сервиса.