• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Администрация Екатеринбурга наделила хозяйствующий субъект не только полномочиями, но и финансами

Решением Свердловского УФАС России Администрация города Екатеринбурга признана нарушившей п. 7 ч. 1 и ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в:

- предоставлении НО Фонду «Екатеринбургский центр развития предпринимательства» муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции, в виде субсидий;

- наделении НО Фонда «Екатеринбургский центр развития предпринимательства» полномочиями Администрации города Екатеринбурга по оказанию информационной и финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

К вопросам местного значения городского округа в соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон о местном самоуправлении) относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), а создание условий для развития МСП - к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития МСП (ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее - Закон № 209)).

В целях реализации государственной политики в области развития МСП в РФ согласно п. 7 ст. 7 Закона № 209 федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов МСП.

Оказание финансовой поддержки субъектам МСП может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет средств местных бюджетов путем предоставления субсидий (ч. 1 ст. 17 и ч. 4 ст. 14 Закона № 209).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ).

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление таких субсидий должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий (пп. 1 п. 3 ст. 78 БК РФ).

К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития МСП в п. 3 ст. 11 Закона № 209 относится формирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.

Под инфраструктурой поддержки субъектов МСП в ч. 1 ст. 15 Закона № 209 признается система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) РФ, государственных программ (подпрограмм) субъектов РФ, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов МСП, и для оказания им поддержки.

Под поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, органами местного самоуправления в ч. 4 ст. 15 Закона № 209 понимается  деятельность этих органов, осуществляемая при реализации муниципальных программ (подпрограмм) и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и соответствующих установленным к ним требованиям и включенных в соответствующие реестры.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП в муниципальном образовании «город Екатеринбург» изложены в приложении к Муниципальной программе 2014 – 2016, а именно: 

- регистрация и осуществление деятельности на территории муниципального образования «город Екатеринбург»;

- соответствие уставной деятельности целям, задачам и направлениям Программы;

- непроведение ликвидации, реорганизации и отсутствие решения арбитражного суда о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства;

- отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня;

- наличие положительного опыта работы по оказанию комплексной поддержки субъектам МСП на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Разделом 3 Муниципальной программы 2014 – 2016 гг. «МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ Обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» установлено следующее.

Наименование мероприятия -  Обеспечение деятельности Некоммерческой организации Фонда «Екатеринбургский центр развития предпринимательства» (п. 5)

Источники финансирования в 2016:

Бюджет города - 4640 тыс. руб

Областной бюджет - 9280 тыс. руб

В решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете также могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (абз. 2 п. 2 ст. 78.1 БК РФ).

Муниципальные правовые акты, определяющие порядок предоставления указанных субсидий, согласно пп. «а» п. 2 и пп. «г» п. 3 Требований № 541 должны содержать общие положения о предоставлении субсидий, где указываются категории и критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте способов и порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с решением о бюджете).

Положение о порядке определения объемов и условиях предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 20.11.2013 № 3935, далее – Положение № 3935), предусматривает, что субсидия предоставляется организации - победителю конкурса на право получения субсидии (п. 7). При этом право на получение субсидий имеют некоммерческие организации, являвшиеся участниками реализации Муниципальной программы 2011 – 2013 и (или) являющиеся участниками реализации Муниципальной программы 2014 – 2016 (п. 6).

При этом, Комитет принимает решение об отказе в возможности предоставления субсидии в случае, если статус заявителя не соответствует категориям получателей субсидии, указанным в п. 6 (п. 14).

Таким образом, предусмотренному Положением № 3935  критерию отбора «соответствие статуса заявителя категориям получателей субсидии, указанным в п. 6 данного Положения», удовлетворяет заведомо одна некоммерческая организация - Фонд «Екатеринбургский центр развития предпринимательства» (далее - Фонд).

При этом ежегодное предоставление субсидии Фонду осуществляется посредством оказания органом местного самоуправления муниципальной услуги в рамках Административного регламента № 4114, в п. 2 которого получателями данной муниципальной услуги также может быть только некоммерческие организации, являвшиеся участниками реализации Муниципальной программы 2011 – 2013 и (или) являющиеся участниками реализации Муниципальной программы 2014 – 2016.

Некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход в п.5 ст. 4 Закона о защите конкуренции признается хозяйствующим субъектом. При этом источниками формирования имущества Фонда согласно п. 5.3 Устава Фонда является, в том числе выручка от реализации товаров, работ и услуг.

В соответствии с п. 2.2 Устава НО Фонд «Екатеринбургский центр развития предпринимательства» (утв. Протоколом Правления Фонда от 12.03.2010 № 2), предметом его деятельности является, в том числе:

1. предоставление финансовой поддержки, осуществление финансового посредничества, связанного с аккумулированием и использованием денежных средств, в том числе предоставление займов субъектам МСП;

2. выполнение функций поручителя, залогодателя по обязательствам предпринимателей;

3. участие в формировании инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе в форме долевого участия в уставном капитале хозяйственных обществ, обеспечивающих развитее инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Ссылка в Положении № 3935 на п. 2 ст. 78.1 БК РФ предполагает оказание некоммерческими организациями именно муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с договором (соглашением) на их оказание физическим и юридическим лицам.

При этом, для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами, в том числе и программами по поддержке субъектов МСП, согласно п. 1 ст. 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки для обеспечения муниципальных нужд, а не предоставление хозяйствующим субъектам в порядке п. 2 ст. 78.1 БК РФ субсидий на оказание муниципальных услуг.

Между тем, субсидия предоставляется для реализации таких мероприятий муниципальной программы 2014-2016, как разработка и реализация бизнес-планов, проведение мероприятий, направленных на пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие МСП.

Таким образом, если есть необходимость в реализации мероприятий, предусмотренных муниципальной программой, следовательно, и есть потребность в удовлетворении тех или иных задач, стоящих перед муниципальным образованием.

Способ реализации муниципальной программы посредством проведения торгов и выбор таким способом лица, которое будет осуществлять эти мероприятия, является конкурентным.

Нарушение порядка предоставления преференции усматривается в уклонении Администрацией от проведения торгов для обеспечения муниципальных нужд, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами.

Выделяя субсидии предопределенному лицу - Фонду, Администрацией города Екатеринбурга предоставляется имущество в преимущественном порядке.

В силу ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Оказание информационной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в силу ч. ч. 1-3 ст. 19 Закона № 209, осуществляется именно органами местного самоуправления и именно в виде создания муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов МСП в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов МСП.

Информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов МСП в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети, согласно ч.2 ст. 19 Закона № 209, создаются в целях обеспечения субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, информацией

Указанная информация является общедоступной и размещается в сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов МСП в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов МСП в сети «Интернет».

В соответствии с Положением «О муниципальных информационных ресурсах и муниципальных информационных системах муниципального образования «город Екатеринбург» (утв. Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 №64/30), муниципальная информационная система – информационная система, созданная или приобретенная на основании решения органов местного самоуправления

Не допускается выделение средств из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» на эксплуатацию и техническое сопровождение информационных систем, не включенных в реестр муниципальных информационных систем (п.24).

Одним из мероприятий муниципальной программы 2014-2016 указано ведение официального сайта по поддержке малого и среднего бизнеса: «www.ekbiznes.ru».

Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, согласно ч. 2 ст. 10 Закона об информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты (ч. 2 ст. 10). При этом на сайте Фонда указаны его реквизиты.

Не согласившись с решением Свердловского УФАС России, Администрация города Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании данного решения незаконным.

Арбитражный суд в своем решении от 20.12.2018 по делу № А60-53335/2018, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019, указал, что одним из принципов осуществления поддержки органами местного самоуправления субъектов МСП является оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом защите конкуренции, таким образом, выводы антимонопольного органа являются правильными.