• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Свердловское УФАС России сформировало первую в РФ правоприменительную практику по возможности передачи в субаренду муниципального имущества, предоставляемого субъектам МСП по итогам проведения торгов

Решением Свердловского УФАС России организатор торгов в лице Администрации города Екатеринбурга в рамках деятельности ДУМИ признан нарушившим п. 17 и п. 18 Порядка № 67[1], что выразилось в установлении в документации об аукционе дополнительного требования к участникам в виде запрета на передачу в субаренду имущества, предусмотренного п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

 

Выставляемый на торги объект недвижимого имущества включен в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург».

 

Частью 4.2 статьи 18 Закона № 209-ФЗ[2] установлен безусловный относительно оснований приобретения прав на муниципальное имущество (торги либо без проведения торгов) запрет переуступки прав пользования имуществом, включенным в указанные в ч. 4 ст. 18 Закона перечни, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, передача третьим лицам прав и обязанностей по договорам аренды такого имущества (перенаем), передача в субаренду, а также указаны 2 самостоятельных исключения из общего запрета, которые не взаимосвязаны.

 

Участником аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора, которые должны соответствовать лишь требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам (пункты 17 и 18 Правил № 67).

 

Таким образом, установление в аукционной документации запрета на передачу имущества в субаренду является избыточным, ограничивает круг потенциальных участников аукциона, а также создает возможность арендодателю выборочно определять арендатора, которому будет дано согласие на передачу в субаренду такого имущества.

 

Вместе с тем, Администрация, оспаривая решение и предписание Свердловского УФАС России, указывала, что запрет на право передачи имущества в субаренду является выражением принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), поэтому не может быть квалифицирован как установление дополнительного требования к участникам торгов.

 

При рассмотрении спора Арбитражный суд Свердловской области пришел к выводу о том, что органом местного самоуправления было допущено нарушение норм антимонопольного законодательства (дело № А60-50181/2019). Решение суда первой инстанции оставлено без изменения постановлением 17 арбитражного апелляционного суда.

 

Суды исходили из того, что поскольку рассматриваемые правоотношения возникли из публичных правоотношений, помимо норм гражданского законодательства и Закона о защите конкуренции применению в данном случае наряду с указанными федеральными законами подлежат нормы Закона № 209-ФЗ, в частности, ч. 4.2 ст. 18 Закона.

 

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа акты предыдущих судебных инстанций были признаны законными и оставлены без изменения.

 

Стоит отметить, что сформированная Свердловским УФАС России и подтвержденная 3-мя судебными инстанциями правоприменительная практика является первой на территории Российской Федерации в части применения положений ч. 4.2 ст. 18 Закона № 209-ФЗ.

 

 

Справочно:

[1] Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67)

[2] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»