Администрация Новоуральского городского округа в обход Закона о приватизации произвела отчуждение здания детского сада

Суд поддержал позицию Свердловского УФАС России о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства. Отчуждение имущества осуществлялось без предусмотренных законодательством конкурентных процедур.

Решением Свердловского УФАС России Администрация Новоуральского городского округа признана нарушившей антимонопольное законодательство*. Нарушение выявлено в связи с отчуждением муниципального имущества в обход порядка, установленного Законом о приватизации.

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации** муниципальное имущество может быть передано в собственность граждан и юридических лиц только в порядке, предусмотренном Законом о приватизации***.

А согласно Закону о приватизации допустимыми способами приватизации муниципального имущества является его продажа посредством процедур, которые должны быть конкурентными и обеспечивать равный доступ всех хозяйствующих субъектов к муниципальным ресурсам (посредством аукциона, конкурса, публичного предложения и продажи без объявления цены).

Антимонопольным органом установлено, что Администрация в обход предусмотренных законодательством о приватизации конкурентных процедур:

1) наделила МУП «ТСБ» полномочиями по управлению муниципальным имуществом путем утверждения Устава предприятия в части повышения эффективности его использования для цели отчуждения имущества;

2)  закрепила за МУП «ТСБ» на праве хозяйственного ведения здание детского сада в г. Новоуральск и согласовала внесение этого имущества в качестве вклада в уставный капитал ООО «ОКС», что привело к отчуждению здания в частную собственность ООО «ОКС».

В ходе рассмотрения дела специалисты Свердловского УФАС России выявили в действиях Администрации последовательность действий, направленных на отчуждение муниципального имущества, среди которых:

- передача здания детского сада из оперативного управления учреждения в казну и закрепление на праве хозяйственного ведения за МУП «ТСБ»;

- принятие решения об учреждении ООО «ОКС», с оплатой доли в этом Обществе МУП «ТСБ» в размере уставного капитала ½ номинальной стоимостью 10 000 195, 84 руб. путем внесения в уставный капитал ООО «ОКС» здания детского сада;

- дача согласия МУП «ТСБ» на участие в ООО «ОКС» путем внесения в качестве вклада в уставный капитал недвижимого имущества предприятия – здания детского сада.

Администрация не согласилась с решением антимонопольного органа и обратилась в суд.

Арбитражный суд Свердловской области отказал в удовлетворении требований Администрации и подтвердил законность решения (Дело № А60-6071/2023), указав, что заключение двух взаимосвязанных сделок (закрепление имущества на праве хозяйственного ведения и последующая его реализация) направлено на отчуждение объекта муниципальной собственности в обход установленного Законом о приватизации порядка.

Дополнительно Свердловское УФАС России обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительными указанных взаимосвязанных сделок.

Таким образом, отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, должно осуществляться только на конкурентной основе с целью обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к муниципальным ресурсам.

 

Справочно:

*Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов МСУ.

**ст. 217 ГК РФ

***Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»