Анализ состояния конкуренции на товарных рынках нерудных строительных материалов за 2014-2015 г.г.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области во исполнение планы работы ФАС России по анализу конкуренции на товарных рынках провело анализ конкуренции на рынках нерудных строительных материалов (далее – НСМ) за 2014-2015 годы.
В результате анализа установлено следующее.
Продуктовыми границами рынков являются:
- щебень из изверженных и метаморфических горных пород;
- щебень из осадочных и метаморфических горных пород;
- щебень из гравия и валунов горных пород;
- песок природный;
- песчано–гравийные смеси.
Анализ показал, что рынки НСМ выходят за границы Свердловской области и охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации. Рынки НСМ охватывают территории Курганской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа, республики Татарстан, республики Башкортостан, Пермского края, республики Удмуртия. Таким образом, рынки НСМ являются межрегиональными.
Установлено, что уровень концентрации в 2014-2015 годах на рынках щебня из изверженных и метаморфических горных пород, щебня из осадочных и метаморфических горных пород, щебня из гравия и валунов горных пород, песчано–гравийных смесей является высоким, что значит, что такие рынки относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией, то есть большая доля приходится на трех крупнейших хозяйствующих субъектов на каждом из рынков НСМ.
Уровень концентрации на рынке песка в 2014 - 2015 годах является умеренным, что значит, что рынок песка относится к рынку с умеренно развитой конкуренцией.
Выявлены следующие барьеры для входа на товарные рынки нерудных строительных материалов:
- административные барьеры: длительная процедура получения землеотвода для производства добычи НСМ, процедура получения лицензии на добычу полезных ископаемых;
- экономические барьеры: значительные первоначальные капитальные вложения для организации производства добычи НСМ, высокие затраты на приобретение специальной техники; наличие преимуществ у хозяйствующих субъектов, имеющих долгосрочные договоры с приобретателями; значительные издержки для продавца НСМ, связанные со сменой продавца; значительные расходы по поиску потенциального поставщика и проверке качества продукции; заключение долгосрочных договорных отношений;
- инфраструктурные барьеры: ограничения, связанные с перевозкой НСМ, сезонные транспортные ограничения, что ведет к увеличению себестоимости НСМ; наличие стандартов к маркам НСМ; наличие экологических требований; при введении нового ГОСТа на продукцию требуются значительные финансовые вложения; наличие подъездных путей к данному месторождению.
Тем не менее, производители НСМ отмечают, что барьеры входы на рынок преодолимы, затраты на их преодоление экономически оправдываются доходами и преимуществами, которые получит или предполагает получить хозяйствующий субъект.
Выявлены следующие предложения по развитию конкуренции на рынках НСМ, со стороны хозяйствующих субъектов, действующих на рынках НСМ:
1) снижение уровня железнодорожных тарифов и платы за пользование вагонами;
2) развитие дорожной инфраструктуры для большегрузного транспорта;
3) ужесточение контроля за незаконной добычей полезных ископаемых;
4) установление ограничений для хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю на рынках НСМ, в части участия в аукционах на участки недр, используемых для добычи НСМ;
5) установление жесткого контроля неукоснительного соблюдения государственными заказчиками требований закона об обязательном проведении конкурсов (аукционов) при размещении государственных заказов на поставки НСМ, используемых в капитальном, дорожном и жилищном строительстве, для государственных нужд;
6) необходимо включить нерудные строительные материалы в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, а участки недр, которые используются для добычи НСМ, распределять только на аукционах;
7) в целях стимулирования разработки месторождений НСМ целесообразно рассмотрение вопроса об установлении льгот по налогам для инвесторов (на период строительства рудников) и добывающих предприятий (на сумму, инвестируемую в развитие производства);
8) в связи с тем, что технический уровень оборудования отрасли весьма существенно отстает от мирового, невысокая степень автоматизации производственных процессов, имеется нехватка прогрессивного оборудования, необходимо уточнение списков ввозимого технологического оборудования с целью освобождения от таможенных пошлин тех видов технологического оборудования и запасных частей, аналоги которого отсутствуют на территории Российской Федерации.