Исследование рынков услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Свердловской области в 2020 году
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области во исполнение приказа ФАС России о проведении анализа состояния конкуренции на товарных рынках в 2021-2022 годах провело исследование рынков услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Свердловской области в 2020 году.
По результатам проведенного исследования Управлением установлены доли хозяйствующих субъектов на указанных рынках в границах муниципальных образований Свердловской области.
В соответствии с территориальной схемой ТКО по Свердловской области транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Свердловской области обеспечиваются тремя региональными операторами:
1) ООО «Компания «Рифей» (г. Нижний Тагил) – АПО – 1;
2) ООО «ТБО «Экосервис» (г. Первоуральск) – АПО – 2;
3) ЕМУП «Специализированная автобаза» (г. Екатеринбург) – АПО – 3,
которые в свою очередь являются единственными прямыми покупателями услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, в границах каждого АПО складывается ситуация монопсонии, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.
Управлением также установлено, что наибольшая емкость рынка представлена в границах АПО-1 и АПО-3.
Все изученные рынки услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Свердловской области в 2020 году относятся к рынкам со слабо развитой конкуренцией и высоко концентрированы, что означает, что конкуренция на указанных рынках не развита.
Из информации, поступившей в Управление от хозяйствующих субъектов, выделены следующие основные барьеры входа на названные рынки:
1) экономические ограничения, в том числе:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
- транспортные ограничения, установленные территориальной схемой в сфере обращения с ТКО;
2) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:
- отсутствие надлежащего контроля за содержанием дорожной сети (расчистка дорог от снега и наледи, расчистка подъездных путей к месту (площадке) накопления ТКО;
- отсутствие фактической реализации перехода от бесконтейнерного сбора и транспортирования ТКО к контейнерному (новые места (площадки) накопления ТКО создаются крайне редко) со стороны органов местного самоуправления;
- отсутствует актуальная информация в реестрах мест (площадок) накопления ТКО (обновляется не своевременно), ведение которых осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039;
- отсутствие взаимодействия органов местного самоуправления с жителями: ненадлежащее информирование о местах (площадках) накопления ТКО, периодичности вывоза ТКО, способе сбора и транспортирования ТКО (бесконтейнерный, контейнерный); отсутствие информации о классификации вида отходов, сбор и транспортирование которых осуществляет региональный оператор;
- условия лицензирования деятельности по сбору и транспортированию отходов I – IV класса опасности;
- включение мусоровывозящей техники в перечень транспортных средств, подлежащих ответственности по ст. 12.21.3 КоАП РФ за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
- обстоятельства, связанные со снижением Региональной энергетической комиссией Свердловской области базового уровня операционных расходов и единого тарифа на услугу регионального оператора с 01.09.2019.
3) другие ограничения входа на товарный рынок, а именно:
- отсутствие взаимодействия с балансодержателями (собственниками) мест (площадок) накопления ТКО по вопросу переоснащения контейнерного оборудования (замена контейнеров объемом 0,75м³ на контейнеры 1м³), замены контейнерного оборудования, вышедшего из строя, и установки такого оборудования при недостаточном количестве в месте (площадке) накопления ТКО, также в вопросе надлежащего содержания такой площадки (ограждение, правильное накопление ТКО/КГО, ответственные лица за уборку такой площадки и прилегающей к ней территории);
- отсутствие заинтересованности в строительстве новых полигонов для размещения ТКО, а также строительстве мусороперегрузочных станций, что приводит к логистическим убыткам регионального оператора и невозможности исполнения территориальной схемы.
Большинство опрошенных хозяйствующих субъектов указывают на отсутствие барьеров, а названные барьеры ими преодолимы.
Справочно: барьеры входа на товарный рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получает хозяйствующий субъект, входящий на товарный рынок.