"Устраняем недостатки в практике применения Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд субъектами в муниципальных образованиях", Пресс-служба Свердловского УФАС, 14.08.2008

Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, что позволяет осуществлять контроль за эффективным использованием средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширяет возможность для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, способствует развитию добросовестной конкуренции, совершенствованию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
    Свердловское управление Федеральной антимонопольной службы России (Свердловское УФАС России) на основании указанного закона и в соответствии с Положением об Управлении наделён правом рассматривать жалобы на действия заказчиков при размещении заказа и проводить проверки на предмет соблюдения заказчиком либо комиссией законодательства о размещении заказов.

Статистика
    В первом полугодии 2008 года в Свердловское УФАС России поступило и было рассмотрено 239 жалоб на действия заказчиков (комиссий) при размещении заказов. Из них 102 жалобы признаны обоснованными. Управлением проведены 2 плановые и 88 внеплановых проверок. По результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок выявлено 586 нарушений при размещении заказов, выдано 113 предписаний об устранении нарушений Закона о размещении заказов. Все предписания об устранении нарушений Закона о размещении заказов исполнены в полном объеме.
    В указанный период обжаловано 4 решения (предписания) Свердловского УФАС России, при этом во всех случаях предписания исполнены до обжалования ненормативных актов в арбитражном суде. В первом квартале 2008 года отмененных решений, предписаний Свердловского УФАС России не имеется.
   Свердловским УФАС России возбуждено и рассмотрено 123 дела об административных правонарушениях в отношении заказчиков, должностных лиц и членов комиссий государственных заказчиков и органов местного самоуправления. Общая сумма наложенных штрафных санкций составила 940 тыс. рублей, доля уплаченных штрафов составила 348 тыс. 200 рублей.
Благодаря построению Свердловским УФАС России системы обучения заказчиков в Свердловской области и эффективного адвокатирования законодательства о размещении заказов наметилась тенденция уменьшения нарушений в области законодательства о размещении заказов, что подтверждается снижением числа обоснованных жалоб.
   Так, в III квартале 2007 года количество выявленных нарушений законодательства о размещении заказов составило 465, в IV квартале - 278. В I квартале 2008 года количество указанных нарушений составило 241, во II квартале 2008 года - 146.
   Свердловским УФАС России в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг выявлены наиболее часто встречающиеся проблемы:
1) отсутствует номенклатура товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, и заказчики вынуждены самостоятельно определять одноименность товаров, работ, услуг, что, в свою очередь, влечет увеличение количества возбужденных административных дел по ст. 7.29 КоАП, а также количества дел, прекращенных должностными лицами Свердловского УФАС. Из 37 возбужденных в 2007 году дел прекращено 23, что составляет 62%; 2) отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, что провоцирует заказчиков на создание своих, не всегда прозрачных порядков, а, следовательно, ведет к появлению жалоб; 3) неполнота понятийного аппарата законодательства о размещении заказов вводит в заблуждение заказчиков относительно их прав и способствует увеличению количества административных дел по ч. 2 ст.7.30 КоАП.
    Среди наиболее частых нарушений выделяются: 1) устойчивая тенденция установления заказчиком незаконного требования о предоставлении участниками в составе заявок сертификатов на продукцию, передача которых должна осуществляться вместе с передачей товара, или сертификатов системы добровольной сертификации; 2) тенденция неправомерного допуска комиссиями заказчика к участию в торгах участников, в заявках которых не соблюдены формальные требования о подаче заявок на каждый лот в отдельности, о проставлении печатей и подписей на определенных листах заявки и при отсутствии в заявках участников документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявку на осуществление действий от имени участника размещения заказа; 3) тенденция установления заказчиками неправомерных требований к участникам по оформлению документации о торгах и неправомерного отказа в допуске к участию в торгах. 

 Случай из практики
    В Свердловское УФАС России 7 июля 2008 года поступила и была рассмотрена жалоба от ООО «ГРАД» на действия заказчика, его конкурсной комиссии в лице Администрации пос. Малышева, при размещении заказа путем проведения открытого аукциона на выполнение функций генерального подрядчика на проведение капитального ремонта трубопроводов.
ООО «ГРАД» посчитал, что действия Администрации пос. Малышева, не допустившей его к участию в торгах, ущемляют его права и законные интересы, в связи с отказом заказчика зарегистрировать заявку по причине опоздания.
   Комиссия Свердловского УФАС признала жалобу ООО «Град» в этой части необоснованной, а выявленные недостатки в аукционной документации, не повлекшими нарушение прав и законных интересов участников, в том числе ООО «Град». 
  Для справки: в отношении муниципальных образований Свердловской области Свердловским УФАС за 2-й квартал 2008 года выдано 10 предписаний. Муниципальное образование «Малышевский городской округ» в их числе не значится.
В целях более эффективного размещения заказов и недопущения нарушений соответствующего законодательства о размещении заказов, Свердловское УФАС России предлагает учесть следующие рекомендации.

Для заказчиков:
 

1. В состав Комиссии должны быть включены лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов.
2. Конкурсная (аукционная) документация не должна содержать незаконных требований к участникам.
3. В конкурсной (аукционной) документации необходимо указывать перечень и объём работ, минимальные требования к основным условиям контракта, порядок оценки и сопоставления заявок.
4. Конкурсная (аукционная) документация должна содержать требования к описанию участниками в своих предложениях, установленных в конкурсной (аукционной) документации условий допуска к участию в торгах или условий, являющихся критерием оценки заявок на участие в конкурсе.
5. Заказчиками должны соблюдаться сроки вскрытия конвертов и рассмотрения заявок, предусмотренные Законом о размещении заказов.
6. Конкурсная и аукционная документация должны быть согласованы с членами комиссии, осуществляющими допуск и выбор победителя.

Для участников:


1. При невозможности формирования заявки, по причине отсутствия в конкурсной документации необходимых сведений или различных указаний в разных разделах документации, необходимо направить письменный запрос заказчику, который в течение двух дней обязан дать ответ, в последующем размещённый на сайте для всех участников.
2. Внимательно изучайте разделы конкурсной и аукционной документации, устанавливающие требования к форме заявки (прошитость, нумерация и другие), а также разделы, содержащие требования по предоставлению документов в составе заявки.