Реклама лекарств-«синонимов» тоже должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний
Свердловское УФАС России признало в действиях аптеки «Живика» нарушения Закона о рекламе
В Свердловское УФАС России обратился гражданин, который во время оформления на сайте аптеки заказа на препарат «Полисорб» увидел всплывающий баннер с рекламой препарата «Простосорб». Она гласила: «Простосорб. Современный и безопасный синоним».
Вместо термина «взаимозаменяемый» «синонимами» фармацевты некорректно называют взаимозаменяемые лекарства, которые имеют один и тот же состав по действующим веществам, но разные наименования, так как производятся разными фирмами.
Напомним, что реклама лекарств должна содержать обязательную предупредительную надпись о том, что имеются противопоказания и требуется консультация специалиста*. Такое указание в рекламе отсутствовало.
Аптека «Живика» (ООО «Живика Центр») утверждала, что не рекламировала препарат «Простосорб», а лишь исполняла требования законодательства об информировании потребителя о наличии аналога препарата «Полисорб» по составу и более низкой цене.
Комиссия такой довод не приняла и установила:
1. баннер содержал не только информацию о препарате «Простосорб», но и информацию о его преимуществах;
2. препарат «Простосорб» в некоторых случаях предлагался не по более низкой цене, а по цене выше препарата, который выбрал потребитель;
3. «Полисорб» и «Простосорб» являются взаимозаменяемыми и конкурирующими препаратами;
4. прилагательное «безопасный» противоречит инструкции по применению препарата «Простосорб», которая содержит противопоказания и побочное действие**;
5. формулировка «современный и безопасный» является некорректным сравнением препаратов по этим характеристикам***.
В ходе рассмотрения дела выяснилось, что реклама препарата распространялась по инициативе аптеки «Живика». После получения определения Свердловского УФАС России о возбуждении дела ООО «Живика Центр» прекратило распространять рекламу с нарушением, внеся в нее изменения.
Реклама лекарств и медицинских услуг не может гарантировать потребителю безопасность, эффективность лекарственного препарата и отсутствие побочных эффектов, но такая реклама должна содержать обязательное предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста.
* ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
** п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара.
***п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»: недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.