На совместной пресс-конференции обсудили вопросы мошенничества и спам-рекламы с Уральским ГУ Банка России и ГУ МВД России по Свердловской области
О росте распространения спам-рекламы рассказал Сергей Волков
20 апреля на площадке пресс-центра «ТАСС» в Екатеринбурге прошла пресс-конференция, посвященная профилактике мошенничества и спама в Свердловской области.
В пресс-конференции приняли участие заместитель руководителя Свердловского УФАС России Сергей Волков, заместитель начальника отдела по борьбе с мошенничеством Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области, подполковник полиции Олег Русин, а также эксперт по безопасности Уральского ГУ Банка России Александр Сальников.
Более половины поступивших в 2023 году в Свердловское УФАС России жалоб на рекламу касались спам-рекламы, рассказал Сергей Волков. Это смс-сообщения, звонки и электронные письма, направляемые гражданам без их согласия. Телефонные звонки превалируют над иными видами спам-рекламы и сохраняются на уровне 60% на протяжении нескольких последних лет.
В 2023 году Свердловским УФАС России за спам-рекламу вынесено 18 постановлений о назначении наказания в виде штрафа на общую сумму – 1 миллион 216 тысяч рублей.
Закон возлагает обязанность доказать факт дачи абонентом согласия на рекламу на рекламораспространителя.
Среди проблемных аспектов отбора согласия на рекламу, Сергей Николаевич выделил:
- отбор оператором связи у своего абонента согласия не только в целях «саморекламы», но и в целях рекламы иных лиц;
- согласие на рекламу, как правило, является бессрочным;
- при прекращении деятельности компании переход согласия клиента компании -правопреемнику;
- несовпадение лица, ответственного за нарушение (рекламораспространителя), и рекламодателя, о котором говорится в смс или звонке.
Сергей Волков также напомнил, как граждане могут предупредить получение спам-рекламы: ознакомиться с условиями оказания услуг связи своего мобильного оператора и отозвать данное оператору согласие на рекламу иных лиц; отозвать свое согласие у лица, инициировавшего рассылку (рекламодателя), а также внимательно читать условия различных бонусных программ, с которыми клиент соглашается, покупая товар или услугу.
О распространенных в Свердловской области схемах мошенничества по телефону и с помощью сети «Интернет», среди которых звонки под видом банков и правоохранительных органов, сообщил Олег Русин. Он отметил, что банки и правоохранительные органы не запрашивают по телефону конфиденциальную информацию, и призвал прекращать разговор и самостоятельно звонить по официальным телефонным номерам.
По информации Уральского ГУ Банка России, в 2022 году граждане потеряли около 14 миллиардов рублей после общения с кибермошенниками, рассказал Александр Сальников. По сравнению с 2021 годом ущерб вырос на 4%. И в половине случаев преступления совершались с применением социальной инженерии*. Александр Сальников призвал граждан сообщать в банк, в котором они обслуживаются, даже о неудачных попытках мошенничества.
Напомним, что оперативно направить жалобу на поступившую голосовую или смс-рекламу можно с помощью совместно разработанного ФАС России и операторами связи сервиса подачи жалоб на спам. Сбор данных и блокировку номера осуществляет оператор связи заявителя. Ссылка на сервисы - https://fas.gov.ru/pages/zhaloby-sms.
*Социальной инженерией в контексте информационной безопасности называют совокупность психологических и социологических приемов, методов и технологий, которые позволяют получить конфиденциальную информацию.
Фото - пресс-центр ТАСС-Урал, фотограф Владислав Бурнашев