Т.Р. Колотова в пресс-центре "Интерфакс-Урал": "О проверках торговых сетей", 3 июля 2009 год

3 июля 2009 года в пресс-центре «Интерфакс-Урал» состоялась пресс-конференция руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Татьяны Родионовны Колотовой на тему: «Ценообразование на рынке продуктов питания в Свердловской области».

 На пресс-конференцию были приглашены ведущие средства массовой информации города Екатеринбурга и Свердловской области.
 
Поводом для разговора послужила информация, прошедшая в СМИ 28 июня 2009 года о том, что Федеральная антимонопольная служба начинает расследование в отношении формирования розничных цен на отдельные группы товаров в торговых сетях.
 
 
«Новый Регион – Екатеринбург, июль 03 (Новый Регион, Александр Родионов)
 
Российские власти роняют торговые надбавки «в ручном режиме». Участники рынка: «В чужом огороде огурцы всегда толще»
 
Уже ставший легендарным поход российского премьера Владимира Путина в магазин «Перекресток» вылился в показательную кампанию по снижению торговых надбавок. В стране начинаются широкомасштабные проверки ритейлеров – их проведет ФАС России и региональные управления. Для этого в торговых сетях городов-миллионников будут «подняты» договоры ритейлеров с поставщиками за последние четыре года, чтобы выявить обоснованность надбавок. По свидетельству чиновников, у некоторых ритейлеров они достигают 100 %.
ФАС России уже объявила о проверках, которые будут выборочно проведены в торговых сетях, присутствующих в Москве и Санкт-Петербурге, а также городах-миллионниках. Работа уже началась. Как пояснила сегодня руководитель УФАС по Свердловской области Татьяна Колотова, в Екатеринбурге проверки начнутся в июле и продлятся до 1 августа. Какие конкретно сети подпадут под ревизию, не говорится, но известно, что это будут федералы, региональные участники рынка, а также транснациональные компании вроде «Метро» и «Ашана».
«Будем проверять договоры с поставщиками, начиная с 2005 года – предстоит выяснить, каким образом их условия влияют на ценообразование», – пояснила г-жа Колотова. По ее словам, будет анализироваться величина торговых надбавок на социально-значимые продукты питания: хлеб, молочно-кислые продукты, мясо и рыба. «Проверять алкоголь и оливковое масло не будем – это не продукты первой необходимости», – поясняют выбор ассортимента в УФАС.
Татьяна Колотова уточняет: проверки центрального аппарата и питерского управления показали, что некоторые наценки достигают 100 %. При этом она не скрывает, что «участники рынка яростно сопротивляются регулированию торговых надбавок».
Впрочем, точного понимания, какого именно размера должны быть торговые надбавки на продукты, у ФАС пока нет, – как нет и данных, кто из ритейлеров в России занимает на рынке доминирующее положение. Ведь только в этом случае «любителей» высоких надбавок можно привлечь к ответственности по статье 10-й ФЗ «О защите конкуренции» и статье 11-й «Согласованные действия».
Участники рынка считают, что не обязаны предъявлять ФАС договоры с поставщиками, поясняя, что в этих документах есть элемент коммерческой тайны. При этом они полагают, что проверки ритейла инициировали отечественные производители, которые по ряду причин не в состоянии продвигать свои товары в магазины. «Полагаю, что все это должно носить рекомендательный характер, предприятия вправе сохранять коммерческую тайну и не предоставлять эту информацию, – считает руководитель НП «Альянс» (региональный союз участников потребительского рынка, прим. НР) Алексей Подоляко. – Что касается проблемы торговых надбавок и отношения ритейла и производителей, то проблема носит больше надуманный характер. Она может быть пролоббирована производителями, так как не все они могут и умеют продвигать товары в торговые сети. Недостаточно хорошую маркетинговую работу по старой советской привычке работы в дефиците производители по инерции переносят на современный рынок. Не имея серьезных аргументов для договорной работы, они решили задействовать старый добрый метод административного ресурса».
При этом сами продавцы не считают надбавки слишком завышенными, указывая, что они зависят от сегмента продуктов. «Считать торговые надбавки – это все равно, что заглядывать в чужой карман: «в чужом огороде огурцы всегда толще», – говорит г-н Подоляко. По его словам, рынок сегодня в состоянии предложения, покупатель более разборчив и к качеству и к цене. Средняя наценка по рознице, по его словам, составляет порядка 22-23 %, а себестоимость – 16-17 %. У магазинов «ассортиментных» повыше. Есть и премиум-товары – по ним наценка выше, а есть и такие позиции, где наценка в принципе не может быть выше 7-8 %. «Поэтому выдергивания из контекста, искажения, очень сильно тревожат. Надо быть очень недалеким человеком, чтобы зарабатывать на наценках – покупатель просто уйдет. Средняя наценка колеблется сегодня между 14 и 15 % и она, к сожалению, еще снижается», – говорит руководитель «Альянса».
В X5 Retail Group, наоборот, предстоящие проверки ФАС России одобряют. Как пояснила «Новому Региону» руководитель отдела по связям с общественностью федерального ритейлера Светлана Витковская, действия ФАС направлены на поддержку конкуренции, и такой шаг в компании приветствуют. «В свою очередь, все условия работы с поставщиками у нас опубликованы, соответственно, не являются секретными. Надеюсь, ФАС по достоинству оценит все те действия, которые мы сделали, чтобы поддержать поставщиков в новых экономических условиях. К примеру, отсрочки платежей для сельхозпроизводителей в большинстве случаев сокращены в два раза – до 14 дней», –говорит она.
 
 
ИА «JustMedia»,  03.07.09
УФАС проведет рейды по крупным торговым сетям Екатеринбурга
В июле Свердловское управление Федеральной антимонопольной службы начнет проверки крупных торговых сетей, работающих в регионе. По особый контроль попадут цены на жизненно значимые продукты: хлеб, молоко, мясо, рыбу. Об этом сообщила сегодня глава Свердовского УФАС Татьяна Колотова.

Проверки будут идти в Екатеринбурге и других областных центрах России. В число сетей, проверяемых на Урале, войдут как региональные, так и федеральные компании и компании с иностранным участием. Для определения величины наценок на товары УФАС запросит у них бухгалтерскую отчетность, сведения о бонусах от производителей товаров, начисляемых за проведение в магазинах рекламных акций. Однако при выявлении нарушений наказать ритейлеров будет крайне сложно. На сегодняшний торговая деятельность регулируется только нормами ГК и законом о правах потребителя.
Максимальные наценки на товары в них не определены. В ходе проверок проведенных в Москве и Санкт-Петербурге выявлено, что средняя наценка в торговых сетях составляет 40-60%. По мнению Татьяны Колотовой, максимальная наценка на жизненно значимые товары должна быть ограничена десятью процентами, на все остальные — 20%.
«Мы не будем проверять продажу предметов роскоши или, скажем, оливкового масла. Без них потребители могут обойтись»,— сказала Татьяна Колотова.

Целью проверки является подготовка контрольных параметров в разрабатываемый Госдумой закон о торговой деятельности. ФАС предложит свои поправки к закону во втором чтении. Однако верхняя планка наценки на товары в документе может и не появиться. Лоббистами интересов продуктового ритейла взамен конкретных цифр предлагается общая формулировка «рыночная сила». Как доказать, что субъект рынка ею обладает, в УФАС только разводят руками.

В ходе проверок свердловское управление антимонопольной службы попытается также установить, какую долю на рынке занимают крупные торговые сети. Чтобы применять к ним закон о монополистической деятельности, компании должны занимать не менее 35% рынка. Как отмечает Татьяна Колотова, для продуктовых сетей этот показатель должен быть понижен до 15% в силу специфики рынка. Однако против этого выступают лоббисты интересов торговых сетей.

«Надо принять закон в такой редакции, чтобы он не мешал хозяйствующим субъектам. Надо пройти между Сциллой и Харибдой»,— заключила Татьяна Колотова.