Разъяснение Закона о размещении заказов в части декларирования участником размещения заказа соответствия требованиям Закона при проведении открытого аукциона в электронной форме

В связи с поступающими запросами о разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), в части декларирования участником размещения заказа соответствия требованиям Закона о размещении заказа при проведении открытого аукциона в электронной форме, Федеральная антимонопольная служба сообщает.
 
В соответствии с частью 5 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.200594-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» документация об открытом аукционе в электронной форме (далее -электронный аукцион) должна содержать, в том числе, требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 указанного закона, в частности о соответствии участников размещения заказа положениям пунктов 2-4 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
 
В случае размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, документация об электронном аукционе, кроме требования о соответствии участников размещения заказа положениям пунктов 2-4 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, также должна содержать требование о том, что участниками размещения заказа могут быть исключительно лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства.
 
При этом подача заявки на участие в электронном аукционе является одной из форм акцепта и означает подтверждение участником размещения заказа своего соответствия требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
 
ФАС России обращает внимание, что законом о размещении заказов не предусмотрено дополнительного декларирования участником размещения заказа в составе заявки на участие в электронном аукционе своего соответствия указанным выше требованиям. Следовательно, документация об электронном аукционе не должна содержать указание о необходимости декларирования участниками размещения заказа или подтверждения иным способом в составе заявки своего соответствия требованиям п.п. 2 - 4 ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов, а также подтверждения об отнесении участника размещения заказа к субъектам малого предпринимательства.
 
Установление в документации об электронном аукционе требования о необходимости декларации участниками размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе своего соответствия указанным выше требованиям является нарушением ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов, а также является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
 
Вместе с тем ФАС России считает, что в случае если при проведении электронного аукциона заказчиком, уполномоченным органом, аукционной комиссией будет установлен факт несоответствия участника требованиям, установленным п.п. 2 - 4 ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов, данный участник размещения заказа в соответствии с ч. 4 ст.12 Закона о размещении заказов должен быть отстранён от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
 
Также, в случае, если при проведении электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства будет установлено, что участник размещения заказа, подавший заявку, не является субъектом малого предпринимательства, заявка данного участника размещения заказа подлежит отклонению на основании ч.4 ст.15 Закона о размещении заказов.
 
На основании изложенного ФАС России обращает внимание на необходимость применения данной позиции при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации за размещением заказов.