Свердловское УФАС России провело анализ конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области во исполнение Плана ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы провело анализ конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений и рынка услуг по выполнению инженерных изысканий в целях подготовки проектной документации для строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений за 2012, 2013 и 2014 годы.

В результате проведенного анализа Управлением установлено следующее.

Подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий осуществляют следующие хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории Свердловской области: ОАО «Уралгипромез», ЗАО «Проектно-изыскательский институт ГЕО», ООО «Стрит», ООО «Арх-проект», МУП «Тагилгражданпроект», ООО «СинараПроект», ЗАО «Проектно-изыскательский институт «Уральский Промстранспроект», ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки рекультивация земель», ООО «Сантест +».

Географические границы товарного рынка услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений и рынка по выполнению инженерных изысканий в целях подготовки проектной документации для строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений являются межрегиональными.

Рынок услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений относится к рынку с неразвитой конкуренцией, уровень концентрации данного рынка – высокий.

Рынок услуг по выполнению инженерных изысканий в целях подготовки проектной документации для строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений относится к рынку с неразвитой конкуренцией, уровень концентрации данного рынка – высокий.

Высокий уровень концентрации данных рынков говорит о том, что конкуренция на данных рынках не развита.

Из  информации, поступившей в Управление от хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, выявлены  следующие барьеры для входа на товарный рынок:

  1. Административные барьеры:

- несовершенство в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в частности предоставление неограниченного права заказчику устанавливать требования к участнику закупок, а также необоснованно короткие сроки для выполнения проектных работ, отсутствие авансирования;

- отсутствие базы для оценки стоимости проектных работ (действующие сборники и справочники устарели);

- требование о наличии выданного саморегулируемой организацей (далее – СРО) в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с разделом II Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минерегионразвития РФ № 624 от 30.12.2009), с пунктами, относящимися к разработке проектной документации и  выполнению инженерных изысканий одновременно;

- усложненная процедура участия в аукционах, сбор дублируемой первичной информации о потенциальном исполнителе (электронные федеральные институты и удостоверяющие центры, как правило, уже обладают учредительными документами, выписками из Единого государственного реестра юридических лиц, справках о налоговых задолженностях и т.п.), большое количество электронных торговых площадок с индивидуальными алгоритмами проведения торгов с требованиями к предоставляемой информации.

2. Экономические барьеры:

- демпинг участников рынка;

- большое количество коммерческих торговых площадок;

- высокая ценовая конкуренция;

- наличие фирм-однодневок, занижающих стоимость оказания услуг, впоследствии выигрывающие конкурсы и не выполняющие свои обязанности.

      Из  информации, поступившей в Управление от хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по выполнению инженерных изысканий в целях подготовки проектной документации для строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, выявлены следующие барьеры для входа на товарный рынок:

  1. Административные барьеры:

- при выборе фирмы на оказание услуг по разработке инженерных изысканий заказчик ориентируется, прежде всего, на стоимость и сроки выполнения проектно-изыскательских работ. Опыт и технические возможности заказчика мало интересуют, в результате за работы берутся организации с минимальным опытом работы в инженерных изысканиях, которые не способны компетентно выполнить работу;

- заказчики заявляют о сжатых сроках для выполнения работ по инженерным изысканиям, как следствие, это ведет к необходимости договариваться с заказчиком о продлении сроков, что является нарушением закона, а в некоторых моментах приводит к коррупционной деятельности;

- переоценка значимости стоимостных и недооценка значимости нестоимостных критериев оценки при рассмотрении заявок участников закупок изыскательских работ, услуг при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В приложении к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для нестоимостных критериев оценки в качестве предельной величины установлено 80%, для стоимостных критериев – 20%;

- наличие некомпетентных фирм-однодневок, благодаря «коммерческим» СРО, и, как следствие, это ведет к недостоверной информации о выполнении инженерных изысканий, что, в свою очередь, негативно сказывается на безопасности проектируемых объектов.

2. Экономические барьеры:

- наличие возможности участия в конкурсах (тендерах) организаций, не имеющих  необходимой материальной базы и кадрового потенциала;

- допуски «коммерческих» СРО остаются доступны любой организации;

- демпинг участников рынка;

- наличие фирм-однодневок, занижающих стоимость оказания услуг, впоследствии выигрывающие конкурсы и не выполняющие свои обязанности.

В качестве предложений по преодолению барьеров входа на товарный рынок услуг по разработке проектной документации хозяйствующие субъекта указали следующие:

  • разграничение пунктов, относящихся к разработке проектной документации и  выполнению инженерных изысканий, указанных в разделе II Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минерегионразвития РФ № 624 от 30.12.2009);
  • внесение изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части требований заказчика к участнику закупок, отражения в конкурсной документации реальных нормативных сроков по разработке проектной документации, согласно государственным нормативам (сокращение сроков не должно превышать 10%);
  • решение вопросов на федеральном и муниципальном уровне о запрете создания фирм-однодневок;
  • градация в сборниках по подготовке проектной документации должна быть меньше и прозрачней, чтобы сметы мог прочитать любой заказчик, а не только специалист;
  • упрощение процедуры участия в аукционах, а также создание единого алгоритма на электронных торговых площадках.

В качестве предложений по преодолению барьеров входа на товарный рынок услуг по выполнению инженерных изысканий хозяйствующие субъекты указали следующее:

  • решение вопросов на федеральном и муниципальном уровне о запрете создания фирм-однодневок;
  • ввести ограничение для «коммерческих» СРО о выдаче допусков только крупным организациям;
  • в конкурсной документации должны быть отражены реальные нормативные сроки выполнения работ по инженерным изысканиям, согласно государственным нормативам (сокращение сроков не должно превышать 10%).